Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
В задачу общего языкознания входит систематизация знаний, полученных разными науками о языке. Классификация языковедческих дисциплин как результат систематизации знаний является постоянной частью любой разработки по общему языкознанию, так же как и исследования по методологии языкознания и разработка перспектив развития науки.
Институт языкознания АН СССР в своей коллективной монографии по общему языкознанию обращает главное внимание на систематизацию текущей проблематики общего языкознания, делает обзор, анализ текущих проблем языкознания [7].
Б.Н. Головин и Ф.М. Березин [5] разрабатывают понятие системы языка, так же как и В.М. Солнцев [8], В.И. Кодухов* дает обзорное представление об общем языкознании как учебном предмете, так же как и авторы многих других курсов, вышедших в последние годы.
*(См.: Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.)
Интересный и оригинальный курс Минского университета подробно исследует проблемы семантики и семантического синтаксиса*.
*(См.: Общее языкознание / Под ред. А.Е. Супруна. Минск, 1987.)
В задачу курса общего языкознания Московского университета входит: классификация научных знаний, описание проблем динамики языка, языкового нормирования и проблематики прикладного языкознания.
Классификация лингвистических дисциплин традиционна. Они делятся по цели исследования на общее языкознание и частное языкознание, а по отношению к общественно-языковой практике - на фундаментальную и прикладную науку и нормативное научное знание. Третьим критерием классификации является деление по методу и предмету исследований (например, лексикостатистика, т.е. исследование лексики статистическими методами).
Все три критерия классификации дополняют друг друга. Поэтому классификационные признаки разного плана могут сочетаться между собой. Например, можно вести описание таких признаков падежей (морфологически выраженное в составе имени отношение имени к глаголу и имени к имени), которые относятся к падежам всех языков, но наблюдаемый материал берется только из некоторых языков и по неполной индукции переносится на все другие языки. Такое исследование относят к общему языкознанию в том случае, если индукция от некоторых языков ко всем языкам составляет логическое содержание исследования.
С другой стороны, этимологическое исследование словаря какого-либо национального языка обычно требует привлечения фактов соседних языков и языков, имеющих с данным языком как регулярные, так и спорадические культурные связи. Таким образом, материал привлекается из многих языков, а объясняется один язык. Подобное исследование относят к частному языкознанию.
Это значит, что разделение языкознания на общее и частное определяется целью и результатом исследования. Если исследование имеет целью описание одного какого-либо языка и достигает этим цели, то такое исследование считается частноязыковедческим, если цель исследования - выявление общих закономерностей, то этообщеязыковедческоеисследование.
Разделение языкознания на общее и частное касается и классификации языковедческих исследований по отношению к общественно-языковой практике. Фундаментальнымисчитают такие исследования, целью которых является объективное установление состояния отдельного языка (или языков) в историческом прошлом или в настоящем. Фундаментальное исследование не предполагает непосредственного вмешательства в общественно-языковую практику. Его задача - только наблюдение и описание объективного состояния языка (или языков) или каких-либо его частей. Фундаментальные исследования отвечают на вопрос "Каков язык?".
Нормативноеязыкознание строится на основании всей совокупности знаний, полученных фундаментальными исследованиями. Исходя из этих знаний, оценки состояния всех частей филологии, оценки состояния языка по отношению к той роли, которую язык в данный момент играет в обществе, и оценки перспектив развития языка и стиля, а также знания средств распространения и укрепления нормы, нормативное языкознание предписывает определенные правила использования языка. Эти правила касаются только некоторых сторон языковой системы, но призваны вызвать изменения в остальных частях системы в желаемом направлении. Языковая политика проявляется главным образом в нормализации языка.
В результате создания нормы становятся возможными прикладные исследования и разработки. Прикладноеязыкознание не только исходит из языковой нормы, но и распространяет и укрепляет эту норму. Задача прикладного языкознания состоит в том, чтобы ввести новые материалы речи, наметить наиболее эффективные пути речевой коммуникации на базе новой техники, утвердить норму языка путем обучения, распространить новые виды речевой коммуникации путем обучения новым видам текстов (создания этих текстов, их передачи, хранения и применения). Прикладное языкознание отвечает на вопрос "Как создается речевая коммуникация?". В исследованиях по прикладному языкознанию сочетаются научный (какова объективная данность?) и технический (как лучше использовать объективную данность?) аспекты.
Фундаментальное языкознание представляет собой исторически сложившуюся совокупность лингвистических дисциплин. Одна дисциплина исторически и логически вытекает из другой. В основании фундаментального языкознания лежит сравнение языков и их фактов в определенной системе и последовательности. Сравнение языков начинается становлением сопоставительного языкознания и универсальной грамматики.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения