Классы языков как отражение структуры общества
Современная номенклатура языков включает их несколько тысяч. Она обобщается в классификациях языков, которые основаны на отношении языка к различным сторонам общества. Каждая классификация проводится по определенному критерию.
Существует четыре основных способа классифицировать языки и соответственно четыре вида классификаций: генеалогическая, функциональная, культурно-историческая и типологическая.
Язык связан прежде всего с делением общества на этносы. По совокупности этнических признаков общество распадается на ряд народностей, наций и межнациональных объединений, которые наряду с прочими социальными отношениями связаны определенными языковыми отношениями. Поэтому в языкознании прежде всего выделяетсяэтнологическийпринцип классификации языков. Этот принцип реализуется вгенеалогическойклассификации языков.
Языки классифицируются также по тому, в какой сфере общенияони функционируют и какую часть общества и как обслуживают. Это реализуется вфункциональнойклассификации языков, которая основана на изучении актов речи и типов языковой коммуникации. По функциональному признаку - быть средством общения - языки делятся на естественные и искусственные.
К естественнымязыкам относят языки устного общения и письменные языки, воспроизводящие формы устных языков; кискусственным- графические языки, не воспроизводящие форм естественных языков, но происходящие от них (например, логические и математические символы, языки программирования, научные символы и т.п.). Искусственные языки, в свою очередь, делят по областям применения: логические языки, языки программирования, информационные языки.
В языке, помимо этнического и функционального моментов, отражается также история базиса общества, история техники и культуры. Языки, рассматриваемые с точки зрения их отношения к истории культуры, объединяютсякультурно-историческойклассификацией. При таком обобщении языков исследуют материалы и орудия речи и те разновидности текстов, которые созданы благодаря техническим изобретениям и открытиям. Соответственно этому изучается роль языка в развитии науки, техники, искусства и культуры.
Типологическаяклассификация языков рассматривает внутренние закономерности языка, абстрагируясь от истории этносов и общественных функций языка и истории культуры. Ее задачей является объяснение необходимых черт языковой формы, которые позволяют языку быть носителем смысла и передатчиком информации.
Язык является одной из семиотических(знаковых) систем. Всякую знаковую систему определяет материал, из которого она построена. Вот почему типологическая классификация изучаетзакономерности построения материала речи, используемого в знаковой функции.
Генеалогическая, функциональная, культурно-историческая и типологическая классификации языков обнаруживают, что язык есть проявление истории этноса, характера и возможностей языковой коммуникации, истории культуры и знаковой системы общества. Разумеется, это не значит, что роль языка в обществе ограничивается этими сторонами. Можно думать, что в будущем будут раскрыты связи языка с другими сторонами общества, как исторически представленными, так и новыми.
Кроме того, необходимо помнить, что языком занимается не только филология, но и науки об обществе (этнография, история, право, педагогика), науки о человеке (психология, медицина), искусства речи (логика, поэтика, риторика, стилистика). Каждая наука оценивает и классифицирует языки со своей стороны:
1. Этнографияразделяет языки на племенные, языки народностей, национальные, языки межнационального общения.
2. С точки зрения историиязыки делят на общие и специальные, т.е. языки, играющие в обществе какую-то особую роль, употребляемые в специальном общении. Сюда относят языки официальные (государственные языки, языки дипломатии, языки ООН и т.п.), искусственные и тайные.
3. С точки зрения педагогикиязыки делят на живые и мертвые, родные и иностранные. К мертвым языкам относят языки, имеющие только значение инструмента образования и предмета научного исследования: 1) классические языки - языки, сохранившиеся лишь в письменных памятниках и дошедшие до нас как предмет обучения; 2) дешифруемые языки - языки, сохранившиеся в письменных памятниках, тексты которых были забыты, как и сами языки; 3) реконструируемые языки не сохранившиеся дописьменные устные языки, восстанавливаемые в основных частях лингвистической наукой.
К живымязыкам относят языкиродные, т.е. освоенные в семье до школы и принятые у данного этноса как характеристика его современного состояния, ииностранные, т.е. языки, изучаемые в дошкольном учреждении и в школе и принятые как родные у другого этноса в его современном состоянии.
Сюда же, наверное, можно отнести и сравнительно новое понятие второго родного языка, какими являются, например, современные языки межнационального общения для больших групп населения, не принадлежащего к тому этносу, для которого этот язык исторически является родным.
4. Науки о речи опираются на функциональную классификацию языков, но вырабатывают свои критерии деления языков: язык поэтический и общий, язык писателя, язык логического исчисления и др.
Языкознание, этнология, история, педагогика и теория речи, создавая классификации языков, основываются на разных признаках. Поэтому одни и те же языки (как номенклатурные единицы) включаются в разные классификации под разными названиями.
Этническимимогут считаться такие языки, как нанайский, табасаранский, кубачинскй, чукотский, эвенкийский и др.
К специальнымотносят языки официальные, искусственные и тайные. Средиофициальныхязыков, т.е. языков, на которых ведется деловая переписка всех уровней и на которых существует деловая устная речь, могут быть выделены языки государственные, языки ООН, языки дипломатии и т.д. Все официальные языки созданы на базе какого-либо живого языка, существуют в устной и письменной формах. Однако иногда владение живым языком не означает владения официальным. Так, француз, родным языком которого является французский, не изучавший языка дипломатии, не может составлять дипломатических бумаг. Для лиц, поступающих во Франции на дипломатическую службу, устраивается специальный экзамен; на службу принимаются лишь лица, владеющие дипломатическим французским языком, независимо от национальной принадлежности.
Искусственныеязыки развиваются в сфере науки и техники (языки программирования, информационные языки и т.п.). Эти языки основаны на этнических языках только в области семантики и синтаксиса.
Все тайныеязыки представляют собой видоизменение естественных живых языков в их устной или письменной форме с целью сделать их недоступными непосвященным. Эти языки бывают только устными, только письменными или устно-письменными. Изучают эти языки и владеют ими люди, связанные с какой-либо секретной деятельностью. Так, воры в России использовали так называемую "блатную музыку"; особыми шифрами пользуются секретные службы.
Таким образом, различные классификации языков отображают разные социальные признаки языка. Эти признаки разнородны, поэтому классификации не сводимы строго в одно целое. Проследим развитие общественных функций языка*:
*(Естественными называем в этой классификации языки, имеющие устную форму общения, а искусственными - письменную форму. Мертвыми называем языки, не изучаемые в семье как родные; живыми языки, изучаемые в семье как родные; специальными - языки, изучаемые только в целях овладения особым видом деятельности.
Мертвые, живые и специальные языки делятся на группы по степени проявления ведущего признака: массовости изучения (мертвые языки), широты говорящего коллектива (живые языки), характера взаимодействия устной и письменной форм (специальные языки). )
Естественные языки
Так, официальные языки соотносимы уже с языком народности, искусственные языки рождаются вместе с изобретением письменности и достигают особого развития во время распространения языков межнационального общения. Тайные языки существуют, по-видимому, всегда, их появление возможно уже на фоне родовых языков. Реконструируемые языки соотносятся с родовыми и племенными языками, дешифруемые и классические - с языками народностей.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения