Языковая семиотика. Фактура устной речи
Как показывают экспериментальные исследования звучащей речи, материал речи с акустической точки зрения состоит из отрезков звучания и пауз. Длина пауз соотносительна и значима.
Единая структура звучания и пауз, обладающая своей внутренней мерой, сочетается с динамической структурой, т.е. с усилением или ослаблением громкости, или звучности. С этой точки зрения по степени громкости определяются ударения, характеризующие такт или стихотворную стопу, т.е. элементарную комбинацию из ударного и безударного слогов; затем на фоне ударений, характеризующих такты, выделяются ударения, характеризующие члены логического или психологического суждения, выражаемого предложением. При этом динамическое ударение не только различает основные члены суждения: подлежащее и сказуемое в простых предложениях, но и члены сложно построенных высказываний. Периоды имеют свои динамические структуры, которые позволяют определить их основные смысловые (в риторическом и поэтическом отношении) части.
Динамическая структура речи противопоставляется структуре пауз по уровням и в целом (ведь молчание противопоставлено звучанию по громкости, так как абсолютно беззвучной среды не существует).
Другая структура звучащей речи - интонационно-тембровая - определяется частотой колебаний воздуха. Голос имеет основной тон и резонирующие обертоны. Акустическая аппаратура может последовательно показать как бы разные степени процесса изменения частоты. При относительно крупномасштабной записи улавливается движение основного тона (по частоте). При мелкомасштабной записи, когда аппарат записывает фрагменты звучания крупной величины, становятся ясны слоги и составляющие их части звука. На записи хорошо улавливается также разница по относительной длительности звучания гласных, согласных и полугласных, или глайдов. Различие в длительности между гласными и согласными достаточно велико (в два и более раза) и поэтому воспринимается хорошо [3].
Иерархической системе пауз противопоставляется по степени звучности иерархическая система громкости; с другой стороны, паузам противопоставляется частотная характеристика речи, также организованная иерархически. Но в отличие от динамической характеристики речи частотная характеристика речи как бы тоньше. Если динамическая характеристика речи дает нам только повременное усиление и ослабление звучания, то частотная характеристика речи допускает варьирование одних элементов относительно других.
Соотнесенность частотной и динамической характеристик речи осуществляется не только в фактуре самого звука, т.е. чисто субстанционально, но и благодаря паузам, разные виды которых имеют повременную структуру.
Цельность речевого потока подкрепляется особой категорией речи, называемой темпом. Темп- это убыстрение или замедление процесса речи без нарушения его членимости. Темп показывает, что внутренняя организация звучащей речи представляет собой соотносительную категорию: при убыстрении темпа соответственно "сжимаются" и паузы и сокращается мера динамического и интонационного разнообразия.
Сказанное означает, что открытие, приведшее к становлению языковых знаков устной речи, представляло собой открытие внутренней соразмерности звуков речи. Внутренняя соразмерность дает процессу создания звуков речи собственную меру времени. Соизмеримость времени, как видим, достаточно проста и представляет собой соотношение между событиями, которыечеловек создает по своей воле [1].
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения