Осмысление высказываний
Любое высказывание как передача смысла в акте общения рассматривается с трех основных точек зрения: говорящего, слушающего, говорящего и слушающего одновременно. Это деление условно.
Осмыслениеречи принято делить на распознавание речи и понимание речи.Распознаваниемназывают узнавание материальной формы речи (т.е. какими предложениями, словами, буквами, звуками данная речь представлена).Пониманиемречи называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким образом он выражен.
С точки зрения говорящего, высказывание употребляется с цельюпередать содержаниеи, следовательно, привлечь внимание слушающего к содержанию сообщения и к своей личности. Это использование человекомэкспрессивнойфункции речи. Для этой цели употребляются как обращения к слушающему, так и формы речи, которые индивидуализируют самого говорящего.
С точки зрения слушающего, речь должна быть не только воспринята, понята, но и оценена по достоинству, так как содержание речи и ее оформление может вольно или невольно нанести ущерб слушающему и третьим лицам. Поэтому при осмыслении речи необходимо не только понять замысел говорящего, оценить этот замысел с точки зрения его содержания и авторского мнения и намерения, но и оценить направленность этого замысла, его полезность. Это использованиечеловеком оценочнойфункции речи.
Но для того, чтобы могли реализоваться обе эти функции по поводу мыслительного содержания речи, необходимо, чтобы оба участникаречевого общения достаточно хорошо владели единым, общим, не зависящим от данного акта коммуникации значением знаков - коммуникативным значением. Например:Что это(русск.). Одинаковые по содержанию высказывания, однако одно из них понятно в китайской языковой среде, а другое - в русской. Экспрессивное и оценочное значения выражений могут быть одинаковы и не зависеть от языка, а коммуникативное - всегда зависит от языка.
Использование говорящим слов и выражений, понятных слушающему, и адекватное распознавание языковой формы этого высказывания слушающим называют реализацией коммуникативной функцииречи. Например, преподаватель, войдя в класс, видит запачканную классную доску и произносит с возмущением:"Дежурный, что это?"Дежурный отвечает:"А что это?"- как бы недоумевая, о чем вопрос. Экспрессивная функция высказываний различна: преподаватель возмущен тем, что доска не вытерта; дежурный успокаивает: "У нас все в порядке, стоит ли волноваться?" Оценочная функция высказываний также различна. Дежурный: "Вот пристал, что особенного, забыли стереть!.."; преподаватель: "Хулиган, еще передразнивает!"
Увеличение значения коммуникативной функции по сравнению со значениями экспрессивной и оценочной функций пропорционально длине, абстрактности и сложности высказывания. Сравните: Эй! и В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. ОкликЭй!, например при опасности на улице, может быть почти адекватно понят даже человеком, не знающим русского языка, но для понимания второго предложения необходимо достаточно хорошо знать русский язык.
В силу ориентированности коммуникативной функции на общезначимое в разных видах речи и ориентированности оценочной и экспрессивной функций на конкретную речь нередко коммуникативную функцию считают специфической для языка, а экспрессивную и оценочную функции - речевыми, производными от коммуникативной. Однако в реальном сообщении мысль всегда оформляется речью по трем функциям одновременно. Характерно, что по правилам создания высказываний и оформления мысли как говорящий, так и слушающий обязательно мысленно ставят себя на место партнера. Таким образом, в мысли говорящий и слушающий всегда рассматривают экспрессивную, оценочную и коммуникативную функции и творчески комбинируют их, создавая языковую форму выражения данной мысли.
Специфика языкового выражения мысли наглядно проявляет себя не только в каждом акте речи, где у знаков языка много общего с неязыковыми знаками, но и в типах актов речи, где мысль приобретает особую содержательную направленность, связанную с особыми формами речи*.
*(Кроме экспрессивной, оценочной и коммуникативной функций, языковеды выделяют еще много других функций языка: апеллятивную (привлечь внимание получателя речи к самой речи), фатическую (поддерживать речевой контакт), эстетическую (добиваться совершенствования выражений), а также обучающую, моделирующую, прогностическую, кумулятивную и т.д. Это зависит от того, как рассматривается речевая деятельность человека. Наиболее простой способ рассмотреть речевую деятельность - это представить акт речи в таком виде: говорящий - речь - слушающий, когда крайние члены этой формулы представляют соответственно экспрессивную и оценочную функции, средний - коммуникативную.)
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения