Язык как общественное явление в свете классификаций языков
Признаки языка, отобранные языкознанием для построения классификаций, показывают: язык всегда изучается как явление, которое характеризует общество. Функциональная, генеалогическая, культурно-историческая и типологическая классификации языков построены в соотношении с разными сторонами общественной структуры. Они отражают такие признаки общества, как этнос, разделение труда, культура и ее история и социальный семиозис.
Сказанное означает, что языкознание всегда изучало язык не в самом себе и для себя, а обязательно в отношении к одной из сторон общества [2]. Поэтому внутренняя структура языка рассматривается как структура, значимая для одной из сторон сложного целого, каким является общество. Следовательно, деление лингвистики на "внешнюю" и "внутреннюю" бессмысленно [2]. Всякий вид лингвистического исследования обнаруживает одну из сторон структуры языка по отношению к одной из сторон структуры общества. Эти две структуры зависят друг от друга так же, как целое и его часть.
Языкознание - не единственная наука, описывающая язык. Есть специальные искусства речи - риторика, поэтика, логика, - вместе с языкознанием составляющие филологический цикл наук о речи; каждая из наук имеет свой взгляд на язык и свое отношение к неязыковым сторонам общества. Кроме того, само общество в его истории - сложнейшее развивающееся явление, которое содержит много еще не исследованных сторон.
Связь языка с общественными институтами проявляется также в том, что общество управляет языковой деятельностью не только с помощью наук о речи и искусств речи, но и с помощью так называемых внешних правил словесности, т.е. с помощью институтов, занятых созданием, передачей, распределением и хранением текстов.
В устной речи эти правила и законы сведены к обычаю. Обычай управляет речевыми отношениями людей. В обычае есть и особые правила, поддерживающие авторитет рода, племени, родового и племенного старшинства, и правила, поддерживающие взаимоотношения полов и поколений. Все это утверждается как норма этикета речи в доклассовом обществе.
Письменная речь вводит соответствующее законодательство о речи. Во все своды законов, такие, как "Юстинианов кодекс" или "Русская правда", входят особые законы о речи. В законодательстве об институтах речи присутствует особый кодекс внешних правил словесности.
Книгопечатание рождает особые области права. К ним относятся авторское право-право собственности на литературное произведение, издательское право и правила книжной торговли, а также юридически нормируемый тип государственного контроля за печатной продукцией.
Языковое правоведение, войдя в цикл филологических наук, не отменяет классических областей филологии, в том числе языкознания. Языкознание рассматривает язык в этнологическом, культурно-историческом, семиотическом и функционально-коммуникативном аспектах и изучает только эти стороны языка. Помимо языкознания, в цикле филологических наук и искусств содержатся логика, риторика и поэтика. Изучая прозаические и поэтические акты речи, риторика и поэтика дают интерпретацию актов речи и через текстологию соединяются с языкознанием.
Отграничивая себя от материально-культурных сторон языка, правового регулирования и теории речи, языкознание занимается: 1) языковой семиотической деятельностью общества; 2) культурной языковой деятельностью общества; 3) образовательно-научной языковой деятельностью общества; 4) этносами.
Без семиотической деятельности невозможно накопление коллективного опыта, а значит, невозможна социальная информация, на основе которой в каждый данный момент реализуются производственные, правовые и идеологические отношения людей. Без семиотической деятельности нельзя воспитать личность, владеющую культурой общества, т.е. невозможна образовательная деятельность. Без образования же невозможен труд того качества, которого требует данный базис. Наконец, этнос составляет субстрат общественной структуры, так как без людей, способных вести социальную жизнь, общество не может образоваться. Для того, чтобы сделать людей не просто собранием представителей биологического вида, а индивидами, способными к социальной жизни, необходимо наделить их социальной информацией.
Таким образом, знаковая деятельность со стороны организации жизни общества, создания культуры пользования ею, процессов обучения и процессов этногенеза обеспечивает связь базиса и надстройки, позволяет сложиться экономической структуре и всем надстроечным категориям [2]. Сказанное выше показывает, что язык является такой компонентой общества, в которой отражаются многие, если не все неязыковые стороны общественного организма.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения