Стихийность и сознательность в динамике языка
Стихийные процессы - неотъемлемое качество языка как социальной системы. Стихийные процессы, наступающие как непредвиденное последствие сознательного введения каких-то новых факторов, противопоставляются процессам сознательного совершенствования системы языка. Сознательное совершенствование системы языка состоит в том, чтобы предвидеть последствия действий человека для системы языка в целом. К сознательным действиям относят: 1) словотворчество с целью изменить состав лексики; 2) упорядочение текстов и контроль за их созданием и получением; 3) упорядочение самой системы языка путем нормирования (например, канцелярские нормы и правила, законы об авторстве, цензура и т.п.).
Первый род действий - словотворчество с целью изменить систему языка - почти не отличим от стихийного создания слов. В обоих случаях создаются новые слова, что, по-видимому, небезразлично для системы языка, в том числе и фонетической и морфологической ее частей. Но процессы создания слов могут предприниматься с разной степенью осознанности их последствий. Обычно слова образуют с целью точнее выразить данную мысль. Однако в практике многих художников слова, в том числе, может быть, и авторов некоторых фольклорных текстов, помимо необходимости точно выразить мысль, присутствует идея необходимости украсить и усовершенствовать язык. Это может пониматься не только как создание совершенного слова, пополняющего лексический запас, но и как формирование образа языка, отраженного в данном слове. Писатель при создании слов преследует нередко цель - дать образец благозвучия, образной силы внутренней формы слова, образец синтаксической конструкции использования слов в речи, образец звуковой символики и т.п. Авторы и переводчики научной литературы редко имеют целью совершенствование языка, но многие классики науки, создавая научную терминологию, стремятся систематизировать научный стиль изложения. В отличие от художников слова их усилия направляются не на всю систему языка, а на подсистему научного языка.
Так же часто поступают и юристы, заботящиеся о создании юридической терминологии и юридического стиля как целого.
Упорядочение текстов и контроль за их созданием, распространением и получением есть косвенное воздействие на систему языка. Оно регулирует частные проявления системы языка. Образцом такого рода деятельности является установление системы документооборота. Система документооборота организуется прежде всего с точки зрения правил создания и движения документов, т.е. путем выработки канцелярских правил обработки документов и установления типов и жанров документов и разработки формуляров документов как образцов текстов.
При создании системы правил обработки документов, разумеется, не предполагается изменить систему языка. Но установление образцов типов и жанров документов, как показывает история языка, всегда сильно влияет на систему языка, так как вместе со стандартизацией формуляра документов стандартизуются состав словаря, синтаксис документальной речи и орфография документов. Это приводит к тому, что язык письменности, особенно деловой, упорядочивается и оказывает влияние на язык литературы и на осознание обиходной правильности речи лицами, владеющими литературным языком.
Упорядочение системы языка производится специалистами-филологами, и прежде всего школой как инструментом распространения знаний и массового осознания языка как системы.
Филология, рассматривая историю стихийных процессов динамики языка, описывает систему языка как целое. На этой основе определяются возможные тенденции развития языка. Выбор тенденций производится сознательно. При этом учитываются (далеко не всегда в полной мере) выгоды и невыгоды предпочитаемой тенденции развития языка. Вслед за этим избирается определенная языковая политика, т.е. происходит выбор определенной тенденции развития языка и активное содействие ей предписывается школе, канцелярии, книгоизданию, органам массовой информации. Например, осетины обладают сейчас двумя письменными нормами речи, двумя письменными диалектами - иронским и дигорским. Эти диалекты лишь частично взаимонепонятны. Языковая политика в Северной Осетии отдает предпочтение иронскому диалекту. Этот выбор предпринимается с целью создать более тесное языковое единство осетин. Таким образом, позиции дигорского диалекта в сфере письменной речи ослабляются.
Языковая политика исходит из понимания задач языка и общества, пользующегося этим языком. Она устанавливается применительно к данному языку и данному моменту времени. Избрание определенной языковой политики, с одной стороны, конкретизирует задачи филологии, ориентируя ее в тематике исследований, а с другой - ставит определенные задачи перед педагогикой. Педагогика, со своей стороны, направляет преподавание языка, уточняет цели, задачи и объем предмета и характер преподавания, а также способы использования филологических разработок.
Соотношение стихийных и сознательных процессов динамики языка на всяком этапе истории языка и истории говорящего на нем народа различны. При до-письменном состоянии языка совершенствование языка, по сути дела, мало возможно. Оно существует лишь как фольклорные правила риторики и речевого этикета, выбор слов в процессах табуирования и отчасти как влияние народной музыки и фольклора на устный язык. Здесь, по-видимому, пока нет осознания системы языка как целого.
Появление письменности и развитие литературы дает возможность обозреть состав языковых единиц и письменных текстов. Письменная речь позволяет принять нормы литературного произношения и способствует оформлению устной формы литературного языка. Становление филологии и введение языковой политики позволяют в определенных пределах перейти к управлению процессами динамики языка. Однако это управление, несмотря на то что эффективность его растет с распространением просвещения и с совершенствованием технических средств создания и передачи текстов (например, с изобретением технических средств массовой информации), все же не является абсолютным. Всегда остается, а в некоторых отношениях расширяется возможность существования стихийных процессов динамики языка (например, в области создания некоторых функциональных подсистем языка, фразеологии и др.). Соотношение стихийных процессов динамики языка и процессов сознательного воздействия на язык есть одна из основных черт динамики языка, которая исторически изменчива, но присутствует постоянно.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения