logo
filologi_1_kurs / языкознание / рождственский

Данные языкознания для изучения семиотики

Языкознание всегда считало язык знаковым (семиотическим) явлением. После "Курса общей лингвистики" Ф. де Соссюра (1916) стало принято считать язык образцом знаковости, а остальные знаковые явления измерять по образцу языка. Это правильно. Язык - уникальная по своей универсальности знаковая система.

Язык как знаковая система вступает в прямые и опосредованные контакты со всеми другими знаковыми системами. Эти контакты бывают двух родов - по содержанию и по материалу*. Контакты по содержанию осуществляются в пределах актов речи. В актах речи назначаются, объясняются и раскрываются знаки других семиотических систем (например, значение нот в музыке, значение различных сигналов на транспорте, значение примет и т.п.).

*(Каждая семиотическая система характеризуется не только своим содержанием, но и своим материалом. С одной стороны, материал системы определяет возможности использования знаков. С другой стороны, в связи с выполнением знаковой функции материал организуется в зависимости от характера содержания, присущего данным знакам. Так, живопись создает знаки, отчужденные от человека, фиксирующие содержание на потенциально бесконечное время, в то время как музыка или танец исчезает в момент своего появления. Поэтому живопись фиксирует состояние, а музыка или танец передает движение. )

Контакты по материалу касаются языка как знаковой системы. Так, в пении язык соединяется с музыкой, в плясовых песнях музыка и язык соединяются с танцем. Речь публичная и частная сопровождается пластикой тела и может быть иллюстрирована указанием на знаки изобразительных и прикладных искусств и некоторые другие знаки (например, в обряде). Письменная речь связывается с орнаментикой, графикой и живописью, а эпиграфика-с архитектурой, прикладными искусствами, знаками стоимости, геральдики и другими знаками. В подобных случаях возникает контакт по материалу семиотических систем.

Образно-понятийное содержание языка, наличие в нем имен особым образом организуют материал речи. Эта организация имеет столько конкретных разновидностей, сколько существует языков. Однако наблюдение над строем языков, воплощающих конкретные разновидности организации материала речи в знаковых целях, показывает определенную взаимосвязь черт языкового строя. Эта взаимосвязь фиксируется языкознанием как особые характеристики языкового строя, связанные с языковой функцией. Взаимная и односторонняя зависимость одних явлений языкового строя от других раскрывается в результате их типологических исследований.

Типологические сравнения языков не связаны ни с историей этносов, ни с их родством, ни с их культурой.Типологически сопоставляются языки разных семей, языки одной семьи и даже один и тот же язык в разное время его существования. Смысл сопоставления в типологии состоит в том, чтобы выяснить, какими способами материал звуков может быть организован для того, чтобы нести знаковое содержание.

Ч. Хоккет определил универсальные свойства языка в сравнении с сигнальными системами животных и вывел такие общие качества языка, как голосо-звуковые каналы коммуникации, свободное распространение сигналов и направленный прием, быстрое восприятие, обмен сообщениями, полная обратная связь, важность чисто информационного эффекта, денотативность, арбитрарность (наличие или отсутствие чего-либо) и независимость от физического и геометрического сходства языка с вещью, дискретность, возможность называть вещи, которых нет в момент коммуникации, открытость системы, традиционность, свобода от логической истины и лжи, возможность говорить о языке на языке, или рефлексивная изучаемость языка [3]. Далее Хоккет соотносит язык с другими семиотическими системами, уточняет часть универсалий языка, выведенных выше, а затем выводит новую серию универсалий, таких, как: 1) каждый имеет запас элементов, которые изменяют обозначения вещей в зависимости от основных признаков ситуации речи; 2) среди дейктических элементов каждого человеческого языка есть такие, которые (специально) обозначают говорящего, и такие, которые (специально) обозначают адресата речи; 3) каждый человеческий язык имеет некоторое количество элементов, которые (сами) ничего не обозначают, но различают обозначение при построении сложных форм, когда эти элементы употребляются; 4) каждый человеческий язык имеет имена собственные; 5) каждый язык имеет грамматические элементы и т.д. [3],

Таким образом, универсалии языка есть констатация общих свойств формы и содержания языковых знаков в отличие от знаков других семиотических систем. Признаки языка, определенные Хоккетом, показывают, чем отличается язык от других знаковых систем, и позволяют искать специфические признаки других знаковых систем, а также видеть роль языка как средства описания знаковых систем.

Типологические классификации языков всегда тесно связаны с генеалогическими классификациями. Эта связь проявляется в том, что типологические свойства языков могут служить указанием на языковую общность, однородную в генеалогическом отношении. Языковая семья как целое складывается прежде всего по типологическим признакам, а затем границы и состав семьи уточняются с помощью сравнительно-исторического метода. Кроме того, историческое изменение языка есть вместе с тем и его типологическое изменение. Исторические изменения языка могут происходить лишь в пределах, допускаемых его типологическими возможностями, а типологическая эволюция языка обязательно связана с его историческими изменениями.