logo
filologi_1_kurs / языкознание / рождственский

Культурно-исторические типы языков

Сравнительно-исторические исследования позволили установить культурно-историческую периодизацию развития языков и построить соответствующую данной периодизации культурно-историческую классификацию языков.

Культурно-историческая классификация языков соединяет учение об истории развития разных родов и видов словесности с историей развития нормы и историей нормализаторской деятельности. Различают следующие роды и виды языков: 1) бесписьменные языки, упорядочение которых происходит только на базе речевого обихода; 2) письменные языки, на которых, кроме устной речи, представлена также письменность - письма и документы; упорядочение этих языков происходит путем уточнения речевого обихода по сферам общения, установления обихода письменности в правилах исполнения документов и установления правил орфографии; 3) литературные языки, в которых, помимо устной речи и письменности, существует также и литература и устная литературная речь (наряду с диалектной и просторечной); для этих языков характерно становление грамматики и лексикографии как основы нормы; 4) национальные литературные языки; в этих языках, помимо устной диалектной и литературной речи, письменности и литературы, существует газетно-журнальная литература, а литература по составу словаря и композиционным формам делится на научную и художественную; нормирование национальных литературных языков производится грамматикой на основе научного языкознания; 5) международные и межнациональные языки, обслуживающие многие нации и народности; на этих языках ведется массовая информация и информатика (эти роды словесности существуют потом на национальных языках). Норма - этих языков приобретает дифференцированный характер: в разных сферах общения возникают свои органы, ведающие нормой. Так, существуют органы, ведающие нормализацией терминологии и номенклатуры, которые работают наряду с академией, устанавливающей норму общелитературного языка. Складываются новые речевые обиходы в области устного общения, массовой информации, науки, техники и школы.

Международные и межнациональные языки влияют на национальные языки, способствуя дифференциации в них речевых обиходов. Со своей стороны национальные языки строят свои нормы, ориентируясь на характер норм международных и межнациональных языков. Так складывается определенное единство нормализаторской деятельности, основанное на сходных принципах представления языка в нормативном описании (единые или близкие по принципам нормативные описания, раскрывающие своеобразие строя описываемых языков). Установление единства принципов описания языков усиливает интерес к методологии языкознания, оживляет сравнительные исследования, особенно в области сопоставительного языкознания, типологии языков, теории перевода устной речи, стилистики, языка массовой информации и терминологии.

Культурно-историческая классификация языков подводит к идее сравнительно-исторического изучения нормализаторской работы и самой нормы. В этом исследовании должен быть как сравнительный аспект - сопоставление разных по происхождению филологических культур, так и исторический аспект - исследование истории развития одной и той же филологической традиции. В этом исследовании должны быть изучены также процессы влияния одной филологии на другую.

История нормирования является частью истории языкознания. До сих пор история языкознания писалась по преимуществу как история лингвистической науки или как история понятий, пришедших в лингвистику из грамматик. Таким образом, история языкознания (как история любой науки) толкуется до сих пор как внутреннее развитие знания. Однако языкознание отличается от других наук тем, что его развитие вызывается общественными потребностями, выраженными прежде всего через нормализаторскую деятельность, которая с самого начала является научно-практической деятельностью. Поэтому в истории языкознания должен быть разработан особый отдел - история норм и нормализаторской деятельности. Можно предполагать, что первое место в этом отделе должно занять сопоставительное описание норм классических языков, которые дали основания последующим нормализаторским традициям.