Предмет языкознания
После разбора и классификации произведений словесности их необходимо прочитать и оценить. Для правильного прочтения текстов филология выделяет языкознание и науки о речи. Различие этих двух классов наук и их предметов удобно вывести из анализа акта речи.
Акт речи в самом обобщенном виде изображается как отношение говорящий-речь-слушающий. Если в произведении словесности (или его части) считать данными, т.е. известными, внутренние признаки, характеризующие два первых члена формулы ("говорящий" - "речь"), а последний член ("слушающий") считать неизвестным, то тогда все оставшиеся для наблюдения и изучения внутренние признаки надо соотнести соценочнойфункцией языка. Такими признаками будут все те, которые могут показать, как данная речь (или ее части) должна быть оценена слушающим. Сюда относятся оценка замысла, предмета речи, намерения говорящего и т.п.
Если же считать неизвестными и нуждающимися в наблюдении и изучении внутренние признаки речи, соотносимые с первым членом формулы ("говорящий"), а неизвестными - признаки, соотносимые с последними двумя членами формулы, то это значит, что исследуется экспрессивнаяфункция языка. Такими признаками будут все те признаки речи, которые предназначены для установления контакта со слушающим, т.е. выбор слов, характер исполнения речи, композиция и т.п.
Если же считать известными внутренние признаки, соотносимые с крайними членами формулы ("говорящий" - "слушатель"), а неизвестными и подлежащими изучению - признаки, характеризующие средний член формулы ("речь"), то тогда исследуется коммуникативнаяфункция языка.
Слова "если считать известными" означают условное допущение, которое является принципом отбора признаков при их наблюдении. Например, в акте речи всегда присутствует неравенство знания, в том числе и знания языковых форм и значений. Смысл акта речи, причина его появления состоит в том, чтобы это неравенство в знаниях говорящего и слушающего было уничтожено. Если говорящий станет сообщать то, что слушающему уже известно, то речь станет тривиальной и потому ненужной. После акта речи происходит как бы уравнивание (точнее, частичное уравнивание) обоих участников акта коммуникации в знании предмета, содержащегося в данном акте речи. Число актов речи множится потому, что равенство всех людей во всех знаниях недостижимо в силу, во-первых, множественности языковых связей разных людей и, во-вторых, потому, что каждый человек совершает свою мыслительную работу, накапливает свой опыт, и все это индивидуально. Поэтому проявление аппелятивной и оценочной функций языка представляет собой как бы отражение причин возникновенияактов речи.
Что касается коммуникативной функции языка, которая предполагает равенство обоих участников коммуникации, то она не может объяснить, ради каких целей и как осуществляется акт коммуникации. Это допущение указывает на то, что акт коммуникации либо осуществился и оба участника теперь обладают общим знанием, либо мог осуществиться, так как оба участника настолько знают язык, что один может высказать, а другой - понять языковые формы, примененные в данном акте речи [72]. Экспрессивная и оценочная функции языка есть такой способ рассмотрения акта речи, при котором оцениваются причины и следствия возникновения и осуществления акта речи.
Коммуникативная функция языка есть такой способ рассмотрения акта речи, при котором исследуются основные социальные условия осуществления речевого акта. Поскольку при этом изучаются внутренние признаки произведений словесности, эти условия сводятся к установлению общего для обоих участников акта коммуникации знания языковых форм и значений.
Это условное разделение внутренних признаков произведений словесности лежит в основании деления филологических дисциплин. Одни из них относятся к теории речи - поэтике и риторике, литературоведению, документоведению и т.д., другие - к теории языка - языкознанию. Неверно говорить, что речевая деятельность распадается на речь и язык [12], так как признаки, которыми занимаются теория речи и теория языка, присутствуют в материи одного и того же акта общения. Эти признаки разделяются лишь в абстракции по определенным допущениям. Например, высказывание в море бросился он, в бурное...содержит риторическую фигуру - анаколуф - и члены предложения: подлежащее, сказуемое, обстоятельство места. Члены предложения вмещены в риторическую фигуру, и наоборот, риторическая фигура вмещает члены предложения. Это значит, что акт речи всегда вмещает в себя внутренние признаки теории речи и теории языка. Вот почему необходимо различать два значения слова: 1)языккак общественный институт, или языковая деятельность, язык как совокупность произведений словесности и 2)языккак предмет языкознания - условие коммуникации. Язык как предмет языкознания охватывает только определенный, довольно узкий ряд внутренних признаков словесности, которые обеспечивают условия осуществления актов речи. Эти признаки составляют предмет языкознания как науки.
Осознание значений слов и характера формы материала речи, используемого для общения, составляет практическую основу предмета языкознания. Оно обеспечивает то, что называется овладением языком, т.е. возможность говорить и понимать, читать и писать. Такое знание языка представляет собой практическое познание. Суть его состоит в том, что человек, овладевший этим видом знания языка, воспринимает его как совокупность прецедентов, как отдельные случаи применения звуков и букв для передачи смысла. Однако при таком знании языка невозможно еще говорить о законах предмета языкознания. Научное знание языка, в противоположность практическому, стремится не к познанию прецедентов, а к открытию законов, лежащих в основе применения языка.
Научное языкознание основывается на том, что внутренние признаки словесности, изучаемые теорией языка, сопоставляются друг с другом во многих актах общения. Это сопоставление производится по определенным правилам, называемым лингвистическими методами. Лингвистические методы обеспечивают определенную процедуру анализа сопоставляемых признаков.
Благодаря применению лингвистических методов устанавливаются категории языка. Категории языка(законы языкознания) представляют собой сущности, охватывающие большие ряды языковых явлении. Эти сущности составляют основу явлений, которые обеспечивают условия существования бесконечно большого числа актов общения. Категории языка определяют основные типы зависимостей между признаками оформления материала речи и признаками содержания речи. Законы языкознания позволяют объяснить причины успешного (и неуспешного) общения людей и практически способствовать совершенствованию общения.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения