Данные языкознания для изучения истории культуры
Связь языка с историей культуры обосновал Н.И. Конрад (1891 - 1970)*. Культура подразделяется на физическую, материальную и духовную. Физическая культура представляет собой подготовку тела человека к деятельности, включая развитие основных навыков и умений в области нервной и мышечной деятельности. Материальная культура представляет собой среду обитания, сложившуюся вследствие деятельности человека, включая такие компоненты, как культура почв, породы домашних животных, пути и средства сообщения, здания и сооружения, технологии ремесленного и промышленного производства, инструменты, приспособления, оборудование, средства связи и др. Духовная культура - это, с одной стороны, совокупность общественно значимых идей и прецедентов деятельности, хранимых в виде знаковых произведений духовной культуры, а с другой - осведомленность людей в духовной культуре, ее использование.
*(См.: Конрад Н.И. О смысле истории // Избр. труды. История. М., 1974.)
По отношению к человеку культура делится на культуру общества и культуру личности. Общество обладает материальной и духовной культурой, личность - физической и духовной культурой. Все виды культуры служат поступательному развитию общества, историческому накоплению старого качества общества для создания в нем нового качества.
Язык связан со всеми тремя родами культуры. Для пользования языком необходимо обладание навыками нервно-мышечной деятельности, связанной с воспроизведением и восприятием звуков, навыками письма и чтения, а также навыками использования разного рода технических устройств. Для овладения этими навыками обязательна соответствующая степень физического развития (в частности, необходимо формирование навыков человеческой пластики тела: прямохождения, разнообразия и универсальности движений как главной предпосылки развития навыков устной речи). В дальнейшем к физической культуре относится разработка навыков речевой пластики (в отличие от пантомимы, танца, производственных и спортивных движений). Все это позволяет по уровню языкового развития личности судить о ее физической культуре. Разные языки по-разному представляют национальные типы физической культуры, ее виды и школы.
Материальная культура в области языка проявляется в том, что осуществляется изобретение и распространение средств создания и фиксации речи, таких, как материалы и орудия письма, разные виды печати, телеграф, телефон, радио, телевидение, ЭВМ и многие другие средства, служащие для преобразования одного вида речи в другой.
Для функционирования всего этого необходимо разделение труда. Разделение труда дифференцируется по мере внедрения изобретений и требует создания специальных общественных институтов для передачи, распределения, хранения, воспроизведения и прочтения текстов - актов речи. Это почта, канцелярия, архив, библиотека, музей, школа, органы массовой информации и информатики, реклама. Эти институты служат передаче и особенно хранению и распространению текстов, поэтому, они безразличны к содержанию текста и обращаются с текстами как с явлениями материальной культуры. Материальная культура речи является показателем уровня развития общества.
По признакам материальной культуры выделяются следующие классы языков: бесписьменные языки, письменные языки, литературные языки, национальные литературные языки, языки межнационального общения.
Бесписьменные языки имеют только устную речь. Письменные языки, помимо устной речи, имеют письмо. Литературные языки представляют собой продвинутую степень письменных языков: на них существует литература.
Письменные и литературные языки образуют цивилизации. В зависимости от типов таких языков формируются ареалы цивилизации. По литературным языкам создается типология цивилизаций, так как языки - ключ к цивилизациям. Изучением типологии цивилизаций по языковым данным занимается востоковедение.
Национальные литературные языки получили свое название в связи с тем, что их становление совпадает со становлением наций. С точки зрения материальной культуры эти языки образуются с появлением книгопечатания, особенно с изобретением подвижного шрифта и типографского сплава. Со становлением национальных литературных языков связано появление наук о речи сравнительного языкознания, литературоведения, научной стилистики и др.
Становление межнациональных языков связано с развитием новых технических устройств устного и письменного общения: телефона, телеграфа, радио, массовой печати, телевидения, ЭВМ, средств оргтехники. Новая техника способствует появлению новых видов словесности: массовой информации, информатики, средств массовой агитации и рекламы, имеющих межнациональный характер.
Особенностью культурно-исторической классификации языков является то, что она делит языки на классы в связи с развитием физической, материальной и духовной культуры общества. Поэтому эта классификация передает историческую последовательность развития культуры и служит критерием для культурологии.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения