logo
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Отличительные признаки письма

Свойства письма

Сущность свойств

Опосредованность общения

Субъект речи (автор) не видит адресата в момент чтения текста и поэтому не имеет возможности наблюдать за его реакцией

Подготовленность речи

Автор имеет возможность неоднократно изменять, редактировать текст

Графическое

оформление речи

Автор может использовать не только языковые единицы (слова, предложения), но и знаки препинания, графические обозначения, шрифтовые выделения

Оформленность

смысловых

блоков

Автор, как правило, использует логически правильное, последовательное абзацное членение текста, а при необходимости и другие способы рубрикации

Зрительное

восприятие речи

адресатом

Читатель имеет возможность неоднократно перечитывать текст, вдумываясь как в значение слов и выражений, так и в общее информативное содержание текста

IV. Чтение. Это сложный процесс опосредованного общения читателя с автором «во времени и в пространстве». Качество чтения определяется способностью распознавать чужую мысль, взаимодействовать с ней, в связи с чем выделяют два вида чтения.

Ознакомительное чтение – беглое, фрагментарное прочтение текста для установления в самом общем виде его содержания и адресованности. В первую очередь просматривают название текста, фамилии авторов, выходные данные, аннотацию, оглавление, список литературы, иллюстрации. В текстах небольшого объема, например в статье, обращают на себя внимание несущие основную информацию ключевые слова, первые и заключительные предложения. В большинстве случаев ознакомительно читаются, например, сборники статей, а также газеты и журналы.

Изучающее чтение предполагает глубокое, целенаправленное осмысление содержание текста. Правда, на первом этапе изучающее чтение включает в себя приемы, характерные и для ознакомительного чтения, однако на втором этапе «подключаются»:

Изучающее чтение включает в себя и третий этап, на котором читающий должен проверить себя: удалось ли ему сформулировать основную мысль произведения и выделить главную по цели информацию, понять последовательность изложения и выбрать из текста нужную информацию. Изучающее чтение особенно необходимо при написании любой учебной или научной работы, при подготовке к сдаче экзамена или зачёта.

Соотношение коммуникативных способностей человека – способов речевой деятельности – по частоте использования представлено на рис. 2.3:

Рис. 2.3. Коммуникативные способности человека в общей структуре речевой деятельности

Из рис. 2.3 следует, что письменная речь (письмо + чтение) в речевой деятельности человека занимает всего лишь 25 %. Однако именно графически закрепленные тексты – учебники, стихи, статьи, документы и т. п. – играют основную роль в развитии духовной культуры человека: они обеспечивают передачу знаний, опыта, формируют общественное и национальное сознание, закрепляют нормы отношений в стране.

Алгоритм любого способа речевой деятельности (мыслительной деятельности) одинаков (рис. 2.4):

Целевой

прием

информации

Целевая

переработка

информации

Целевое формирование

новой

информации

Рис. 2.4. Алгоритм способа речевой деятельности

Далее рассмотрим подробнее второй и третий этапы речевой деятельности.

Целевая переработка информации предполагает:

Целевое формирование новой информации включает в себя:

Целью и результатом речевой деятельности является текст – обладающая смысловой целостностью, связностью и завершенностью последовательность языковых единиц. (Подробную характеристику текста см. в лекции № 3).

► Исследуйте по алгоритму уровень развития Вашей способности слушать или читать. Какой этап алгоритма, с Вашей точки зрения, является основным, определяющим качество реализации остальных?