logo
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Значения глагольных приставок

Направление

движения

Графическое

изображение движения

Приставки*

Примеры

1

2

3

4

Начало движения вперед, за пределы

по-

за-

Полететь

Заплыть

Движение снизу вверх

под-

воз- (вос-)

вз- (взо-, вс-)

Подниматься

Вознестись

Воспарить

Взбурлить

Взойти

Продолжение табл. 2.3

1

2

3

4

Движение сверху

вниз

С-

Низ- (низо-, нис-)

Спуститься

Низвергнуть

Низойти

Ниспослать

Доведение действия до предела; прибавление к прежнему

При-

До-

Привнести

Приумножить

Докупить

Движение внутрь

в- (во-)

Вбежать

Вдуматься

Водворить

Движение изнутри

из- (изо-, ис-)

вы-

Излучать

Выскочить

Вывинтить

Движение от чего-либо в сторону

от- (ото-)

у-

Отцепиться

Оторвать

Удалить

Движение с разных сторон к одной точке

с- (со-)

Скрепить

Слиться

Соединить

Действие на верхний предел, преувеличение

над- (надо-)

На-

Пере-

Надстроить

Набросить

Перехвалить

Круговое движение, распространяющееся на всю поверхность

О-

Об- (обо-)

Огородить

Охватить

Обхватить

Движение сквозь что-нибудь

Про-

Протолкнуть

Просолиться

Продумать

Разделение

на части

Раз-

(разо-, рас-, роз-)

Раздумывать

Разрубить

Раскидать

Разобрать

Движение через что-нибудь, через препятствие

Пере- (пре-)

Перескочить

Пережить

Преодолеть

Прервать

Отсутствие действия или противоположность действия

Недо-

Без- (бес-)

Обез- (обез-)

Де-

Дис-

Дез-

Недосчитаться

Безмолствовать

Бесчестить

Обезлюдеть

Обеспамятеть

Декодировать

Дисквалифицировать

Дезинформировать

Окончание табл. 2.3

1

1

2

3

4

Предварительность действия

Пред-

Предопределить

Предположить

Предсказать

Предусмотреть

Повторность

действия

Ре-

Реконструировать

Реэвакуироваться

*Перечень приставок не носит исчерпывающего характера. Приставки в таблице представлены в порядке возрастания интенсивности достижения результата

Структура же следующего средства речевой деятельности – предложения – проста, мудра, универсальна, объективна. И удивительна. Прежде всего потому, что позволяет всего лишь пятью компонентами, известными всем ещё со школы, отразить любое событие, ситуацию. Так, субъект (подлежащее) взаимодействует (сказуемое) с некоей системой окружающего мира – человеком, предметом, животным и пр. (дополнение) или воздействует на него. И субъект, и объект обладают определенными качествами (определение), причём качества могут быть одинаковыми, а вот степень их выраженности – разной. Мы можем точно охарактеризовать и саму ситуацию: когда, с какой целью, где и т. п. она осуществлялась (обстоятельство).

2. Вербальное средство устного взаимодействия

Интонация – явление понятное, но не совсем; изученное, но не полностью, как не совсем познан и изучен сам человек, обладающий своей неповторимой интонацией, всегда узнаваемой. В устной речи она выполняет ряд важных функций:

• различает коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и др.;

• оформляет текст в единое целое и в то же время расчленяет его на части: слова, фразы и др.;

• придаёт особую окрашенность текстам разных функциональных стилей;

• является фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя.

Интонация сродни темпераменту человека: темперамент – изначальная постоянная характеристика человека, и интонация – проявление природного «Я». Именно поэтому мы точно слышим фальшивую интонацию, неискренность. Интересно, что основную информацию при общении с близкими людьми, в ситуации неформального общения, мы «считываем» именно с интонации (так ответили 100% респондентов одного из проведенных нами исследований).

Интонация складывается из множества факторов, большинство из которых может быть зафиксировано и измерено при помощи определенных приборов (табл. 2.4).

Таблица 2.4