Виды жестов
Виды жестов | Функции жестов | Примеры
| |
1 | 2 | 3 | |
Ритмические | Подчеркивают ритм, темп (замедление, ускорение) речи, логические ударения, место паузы и т.п. | Размахивать рукой в такт речи Производить во время эмоционального монолога вертикальные движения ребром ладони (как при рубке капусты) | |
Окончание табл. 2.5 | |||
1 | 2 | 3 | |
Эмоциональные |
Передают разнообразные оттенки чувств | Всплеснуть руками Легонько ударить себя по лбу Пожать плечами | |
Указательные | Позволяют говорящему выделить какой-то предмет из ряда однородных, указать место в пространстве | Кивнуть в сторону обсуждаемого человека Показать на наручные часы, намекая на то, что время истекло | |
Изобразительные | Создают визуальный образ предмета, о котором идёт речь, восполняя или заменяя часть информации | Показать размер пойманной рыбы или найденного гриба Обозначить конфигурацию какого-либо предмета | |
Символические | Выражают абстрактное, но понятное всем носителям языка содержание
| Пожать руку Поцеловать руку Поклониться |
4. Невербальные (или паралинвистические) средства письменного взаимодействия – это различные графические средства, используемые в письме наряду с буквами. В первую очередь следует назвать знаки препинания, отступы и пробелы, а также использование различных шрифтов. Кроме того, в письменной речи могут употребляться цифры, формулы, рисунки, диаграммы, таблицы, схемы и т. д.
Способы речевой деятельности – это коммуникативные действия, реализация мыслительных способностей человека.
Выделяют следующие основные способы речевой деятельности:
говорить (говорение) – словесное, устное выражение мыслей, чувств, эмоций;
слушать (слушание) – словесное, устное восприятие мысли;
писать (письмо) – передача информации при помощи графических средств (букв, знаков препинания, отступов, пробелов и т.п.);
читать (чтение) – письменное, графические восприятие мысли.
Рассмотрим каждую из коммуникативных способностей более подробно.
I. Говорение. Рождаемая в момент произнесения речь, несомненно, отличается от заранее написанного, а затем озвученного текста. Чем же? Дело в том, что в устной речи, как правило, процессы мышления (обдумывания предмета речи), говорения и рефлексии (саморедактирования) протекают почти синхронно. Это создаёт для говорящего определённые трудности в выборе языковых средств выражения мысли, поэтому он допускает оговорки, нарушения языковых норм, «скачки мысли», использует паузы для обдумывания, для акцентирования внимания адресата на чем-то основном. В устной речи сосуществуют речевые клише (стандартные фразы в стандартных ситуациях) и необычные (окказиональные) обороты; речевая избыточность (тавтологии, плеоназмы, уточнения, повторы) и в то же время лаконизм, неполнота выражения мысли. Экспрессивность и выразительность устной речи обеспечивается не только (и не столько) вербальными средствами, сколько интонацией, мимикой, жестикуляцией.
Устная речь может быть неподготовленной, то есть спонтанной, частично-спонтанной и подготовленной. Так, ответ на семинарском занятии может быть «импровизацией», или продуманной речью, или озвученным, но заранее написанным текстом. Однако последний вариант вряд ли можно назвать устной речью. Это, скорее, чтение вслух (то есть другой вид речевой деятельности).
II. Слушание. Слушание (да и слышание) является одной из основных способностей человека, поскольку ориентировано на восприятие, понимание, осмысление и освоение новой информации. Слушающий испытывает особые трудности при восприятии монологического текста, так как должен не только понять чужой текст, но и усвоить его логику. Правда, при этом можно игнорировать текстовые нюансы, обращая внимание на тему и основную мысль высказывания – это так называемое глобальное слушание. В отличие от него, детальное слушание заставляет глубже осмыслять содержание текста: выделять главную и дополнительную, интересную и не очень, знакомую и новую информацию, последовательность её подачи и языковые особенности её оформления.
В зависимости от ситуации и целей общения выделяются ещё два вида слушания:
а) молчаливое нерефлексивное слушание, при котором слушающий, неравнодушно воспринимая информацию, произносит малозначащие реплики типа да; конечно; я понимаю, а также выражает свое отношение к высказываемому при помощи жестов и мимики;
б) немолчаливое рефлексивное слушание, при котором слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание: приведите примеры; что Вы под этим подразумеваете? и т. п.; перефразирует услышанную мысль: итак, вы предлагаете следующее…; другими словами, твоя позиция -… и т. п.; сопереживает собеседнику: мне кажется, ты расстроен…; слышу радость в Вашем голосе и т. п.
Н.А. Ипполитова1 советует развивать умение слушать, рекомендуя для этого соблюдать следующие правила хорошего слушателя:
Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доброжелательно.
Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний.
Дайте возможность говорящему проявить себя, подчеркивайте свой интерес к нему.
Не превращайте слушание в собственное говорение.
Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п., сигнализируя ему о своем внимании и понимании.
Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи.
Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресованную лично вам, а не другим собеседникам.
III. Письмо. Этот способ речевой деятельности обладает рядом особенностей, главные из которых отражены в табл. 2.6.
Таблица 2.6
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи