Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
Языковые явления и их разновидности | Определения | Примеры | ||
1 | 2 | 3 | ||
Синонимы – тождественные или близкие по значению, но разные по звучанию языковые средства одного уровня | Семантические | Различаются оттенками в лексическом значении | ♦ Противник — враг — недруг ♦ Ложь — обман — неправда ♦ Купить — приобрести | |
Стилистические | Имеют одинаковые лексические значения, но различаются стилистической или экспрессивной окраской | ♦ Лицо (нейтр.) — рожа (прост.) ♦ Приехать (нейтр.) — прибыть (оф.-дел.) | ||
Семантико-стили- стические | Различаются оттенками в лексическом значении и функционально-стилистической окраской | ♦ Лошадь — кляча ♦ Закончить — орать ♦ Украсть — похитить | ||
Омонимы – слова, совпадающие по звучанию и/или написанию, но не связанные по лексическому и/или грамматическому значению | Лексические омонимы | Совпадают в своём звучании и произношении, но различаются по лексическому значению | ♦ Наряд (= одежда) и наряд (= документ) ♦ Фокус (явление оптики) и фокус (= трюк) | |
Омоформы | Совпадают в своём звучании в некоторых грамматических формах | ♦ Рой пчел и рой яму ♦ Новая пила и пила кофе | ||
Омофоны | Совпадают в своём звучании , но по-разному пишутся | ♦ Изморось и изморось ♦ Притвориться и претвориться | ||
Омографы | Совпадают по написанию, но различаются по произношению (ударением) | ♦ ДухИ и дУхи ♦ ПАрить и парИть | ||
Функциональные омонимы | Совпадают в своём звучании и произношении, т. к. образуются вследствие перехода слов одной части речи в другую | ♦ Данный (причастие и местоимение) ♦ Что (местоимение и союз) | ||
Антонимы | Два слова (фразеологизма) с противоположным лексическим значением, принадлежащие к одной части речи | ♦ Мокрый — сухой ♦ Кровь с молоком — краше в гроб кладут | ||
Паронимы | Однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению | ♦ Советник — советчик ♦ Одеть — надеть ♦ Дипломатический — дипломатичный | ||
Парономазы | Не являющиеся однокоренными, но сходные по звучанию и написанию слова, принадлежащие к одной части речи | ♦ Пластичный – эластичный ♦ Поток – потоп ♦ Амплуа — ампула | ||
| ||||
Продолжение табл. 6.12 | ||||
1 | 2 | 3 | ||
Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного словоупотребления и принадлежащие к пассивному словарю |
Архаизмы | Устаревшие слова и выражения, вытесненные из активного словаря другими, синонимичными им, а также устаревшие лексические значения слов |
♦ Выя, верста, горница, дюже, зерцало, осьмнадцать, казённый ♦ Присутствие (= государственное учреждение) | |
Историзмы | Устаревшие слова и выражения (а также лексические значения слов), вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий |
♦ Челобитная, глашатай, пристав, титулярный советник; ♦ Продразверстка, раскулачивание, ♦ Светец (= подставка для лучины, освещающей жильё) | ||
Новые слова – ещё не вошедшие в широкий речевой обиход слова и выражения
|
Неологизмы | Слова или новые значения слов, которые возникли на памяти носителей языка, использующих их в своей речи | ♦ Барбекю, копирайт, правозащитник, прорабы перестройки. ♦ Челнок и челночить (о мелких торговцах) | |
Окказионализмы | Новые слова, возникшие в чьей-либо речи со специальной коммуникативной целью, но не являющиеся фактами языка | Апофегей, самоказнь, вим-биль-дановщина, собако-на-сеневая философия
| ||
Лексика ограниченной сферы употребления – слова, употребительные только в определенной сфере: профессиональной, территориальной, социальной и др.
|
Диалектизмы | Не соответствующие языковой норме слова (выражения), относящиеся к какому-либо диалекту | Глобка, стежка (= тропинка), боркан (= морковь), дянки (= вареж-ки), баский (= красивый) | |
Жаргонизмы | Не соответствующие языковой норме слова и выражения, относящиеся к социально ограниченной разновидности русского языка | Лабух (= музыкант); шестерка (о человеке, беспрекословно выполняющий поручения у заключенных) | ||
Слова- паразиты | Слова и выражения, нарушающие чистоту устной речи не несущие информации, а употребляющиеся для заполнения пауз в устной речи | Ну… вот... так сказать… как бы… в общем… значит… да… короче… | ||
Иноязычная лексика ограниченного употребления | Некоторые заимствования из других языков (за исключением старославянизмов) | Анклав, пасквиль, боа, маргинальный, де-факто, априори, кутюрье, факсимиле, девиантный, имплицитный | ||
Термины* | Слова или словосочетания, являющиеся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки и техники | ♦ Кинестетика, лингводидактика, интеграл. ♦ Тиристроный преобразователь, полостная операция | ||
Продолжение табл. 6.12 | ||||
1 | 2 | 3 | ||
|
Профессионализмы | Слова и словосочетания, являющееся полуофициальными наименованиями определённых предметов и процессов в устной речи представителей какой-либо профессии, специальности |
♦ Убитая (запущенная, давно не ремонтировавшаяся) квартира – в речи риэлторов ♦ Импровиз (= импровизация) – в речи музыкантов | |
Речевые стереотипы – устойчивые выражения, обладающие постоянством лексического состава и воспроизводимостью в речи
|
Фразеологизмы | Исторически сложившиеся выражения, постоянные по своему лексическому значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целостных языковых единиц | ♦ Рукой подать ♦ Уши развесил ♦ Семь пятниц на неделе ♦ Само собой ♦ Вводить в заблуждение | |
Этикетные формулы | Система устойчивых словесных формул, традиционно воспроизводимых в тех или иных этикетных ситуациях общения | ♦ Приветствую Вас! ♦ Сожалею, что так получилось! ♦ Прощайте! ♦ Рад был познакомиться! | ||
Клише | Устойчивые выражения, характерные для тех или иных функциональных стилей: канцелярские, научные, журналистские, бытовые и др. | ♦ Доводим до Вашего сведения… ♦ Горячая точка ♦ Непримиримая оппозиция ♦ Передайте за проезд | ||
Перифразы
| Устойчивые словосочетания, служащие вторичными (параллельными) наименованиями различных предметов, явлений, лиц | ♦ Железная леди ♦ Санитар леса ♦ Ледовый континент ♦ Четвёртая власть | ||
Пословицы | Афористически сжатые, образные, грамматически и логически законченные и ритмически организованные изречения с поучительным смыслом | ♦ Век живи – век учись ♦ Нет лучше дружка, чем родная матушка ♦ Быль – трава, небыль – вода. | ||
Поговорки | Образные выражения, метко характеризующие какое-либо явление жизни | ♦ Держи карман шире… ♦ Денег куры не клюют… ♦ Из рук вон плохо | ||
Прецедентные тексты | Тексты, оторвавшиеся от автора и известные большинству образованной части носителей языка: крылатые выражения, заголовки произведений и цитаты из них, имена героев и др.
| ♦ Юпитер, ты сердишься, – значит, ты неправ! ♦ Лед тронулся, господа присяжные заседатели! ♦ Жить стало лучше, жить стало веселее | ||
Окончание табл. 6.12 | ||||
1 | 2 | 3 | ||
Эмоционально окрашенные средства языка – языковые элементы, выража-ющие чувства и эмоции человека | Аффиксы субъективно-эмоци-ональной оценки | Приставки и суффиксы, выражающие эмоциональную оценку окружающего мира | Страшилище, громадина, работенка, сладенький, преогромный, супермодный | |
Оценочная лексика | Слова и выражения, содержащие в лексическом значении отрицательную или положительную эмоциональную оценку предмета речи | ♦ Чудесный, обворожительный; мерзкий, ♦ Радует глаз, вызывает отвращение (негодование) | ||
Междометия
| Неизменяемые слова или выражения, служащие для выражения эмоциональных и эмоционально-волевых реакций субъекта речи | Браво! Увы! Авось! Еле-еле! Ну и ну! Батюшки! Беда!
|
*Применительно к некоторым словам и выражениям могут относиться обе характеристики:терминииноязычная лексика ограниченного употребления.
Особого представления требуют языковые средства, обеспечивающие красоту и выразительность нашей речи, позволяющие стимулировать интерес слушателя или читателя и добиться от него нужного эмоционального отклика. Это выразительные приемы: тропы и фигуры речи. Наиболее употребительные из них представлены в прил. 6.
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи