logo
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Системная связь единиц языка

Уровень

языка

Языковые различия

1

2

3

Фонетический

Отсюда видно море

Отсюда видно море

Слово-

образовательный

В слове видно морфема –о является суффиксом,т. к. не изменяется при замене словаморе существительным другого рода (например:видно реку, пруд)

В слове видно морфема -о является окончанием, т. к. изменяется при замене словаморе существительным другого рода (например:видна река, вИден пруд)

Грамматический

следовательно, видно наречие (по вузовской классификации слово категории состояния)

Следовательно, виднО - прилагательное, употреблённое в краткой форме.

Окончание табл. 1.2

1

2

3

Грамматический

существительное море употреблено в формеВин. пад. и выполняет рольдополнения.

Само предложение – односоставное безличное (главный член предложения –видно)

Существительное море употреблено в формеИмен. пад. и выполняет рольподлежащего.

Само предложение – двусоставное(главные члены предложения – видноморе)

Таким образом, данный пример демонстрирует действие своеобразного «принципа домино», согласно которому разница на фонетическом уровне влечёт за собой различия на словообразовательном, а затем и на грамматическом уровнях.

Язык – это совокупность естественных знаков, которые существенно отличаются от искусственных (созданных человеком, неприродных) знаковых систем, таких, например, как знаки дорожной безопасности, знаки воинского отличия и т.п.

Толковые словари дают следующие значения слова естественный:

Естественный(от глагола есть)

Относящийся к природе

Совершающийся по законам природы, обязанный им, а не постороннему вмешательству

Нормальный, обусловленный самим ходом

развития

Непринуждённый,

натуральный

К естеству относящийся; природный, натуральный, неискусственный,

самородный

Непротивный законам природы, согласный с естественным порядком

Рис.1.2. Значения слова естественный

Таким образом, общекультурное значение слова естественный позволяет сделать вывод о том, что природная и языковая среда – это родственные системы. Подробнее об этом в табл. 1.3.

Таблица 1.3