logo
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Три аспекта культуры речи

КУЛЬТУРА

РЕЧИ

Аспект культуры речи

Ключевое понятие аспекта

Нормативный

Правильность речи

Коммуникативный

Целесообразность речи

Этический

Вежливость речи

Данная таблица выявляет существующую связь между культурой речи и её коммуникативными качествами (см. лекцию № 6). Первым таким качеством является правильность как следование в процессе речевого общения нормам литературного языка. Напомним, что вопрос о нормативности речи как о соответствии языковой норме (или отклонении от неё) возникает всякий раз тогда, когда у говорящего или у пишущего есть выбор из двух или более вариантов, предоставляемых языком, причём только один из них соответствует норме. Например, написание и произношение существительного рубль является нормативным, в то время как другие, потенциально возможные и даже функционирующие в речи отдельных носителей языка варианты руболь, рубаль, рупь, рубель, будучи ненормативными, нарушают правильность речи.

Однако правильная речь – это не то же самое, что хорошая речь, поэтому с лингвистической точки зрения выделяют два уровня культуры речи: низший (правильная речь) и высший (хорошая речь, речевое мастерство).

Правильную речь характеризует строгое соблюдение языковых норм, а значит, отсутствие в речи ошибок – грамматических, орфоэпических, лексических и др. Но, наверное, любому из нас знакома и такая ситуация: публично выступающий человек (политик, учёный, преподаватель) говорит умно, без ошибок, а воспринимается его речь с трудом. Почему же так происходит?

Дело в том, что хорошая речь предполагает наличие и других качеств, таких, например, как:

Другими словами, в хорошей речи проявляется не только нормативный, но и коммуникативный аспект культуры речи. Чтобы овладеть речевым мастерством, нужно научиться не только говорить и писать без ошибок, но и выстраивать как монологический текст, так и диалог. Речь по-настоящему культурного человека – точная, логичная, выразительная, чистая, и по ней, как по лакмусовой бумажке, можно определить уровень образованности и подлинной, а не только внешней культуры человека.

► Как бы Вы прокомментировали выражение: «Главное орудие культуры – письменное слово; главное поле культуры – образование»?