Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
Стиле- обра- зующая черта | Языковые средства её воплощения | |
Официально-деловой стиль | Научный стиль | |
1 | 2 | 3 |
Л О Г И Ч Н О С Т Ь
| ►Рубрикация последовательное распределение текста по рубрикам (разделам, главам, параграфам, абзацам) | |
►Языковые средства, ▪ глаголы: влияет, способствует, ▪ предлоги: вследствие, в целях, для, в соответствии с, по, зависимости от, исходя из
| выражающие каузативные*значения: обуславливает, сказывается, ▪ существительные: обоснование, влияние, ограничение, причина, фактор; ▪ союзы: если, так как, поскольку, чтобы, так что;
►Метатекстовые средства, передающие логику развития мысли: С одной стороны… Из этого следует… В то же время… К тому же… Теперь обратимся к…
►Использование индуктивных, дедуктивных и др. способов изложения информации | |
Т О Ч Н О С Т Ь | ► Употребление терминов в соответствии с их дефинитивным значением ► Лексический повтор при ограниченной замене слов/выражений синонимичными ►Предложения с полной структурой (полные) ►Вставные конструкции | |
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служе-бную, коммерческую и иную)… | Арифметические и логические операции выполняются с восьмиразрядными числами, а также числами двойной длины (16 разрядов) | |
Генитивные цепочки** | ||
…используется для обоснования допустимых технологических норм потерь сырья | …достичь усиления защитного действия цинкового покрытия
|
Окончание табл. 8.6
1 | 2 | 3 | |
|
|
| |
► Отымённые предлоги Вследствие, по мере, в сфере, на предмет, в целях, в течение, | |||
Ссылки | |||
на другие документы: В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 2001 г. № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 20, ст.. 2000) и в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности Федерального агентства по рыболовству приказываю:... | на работы других исследователей: То, что словарь в значительной степени должен отражать уровень развития ку-льтуры, становится, таким образом, само собой разумеющимся, так как словарь, содержательная сторона языка, всегда выступает в виде набора символов, отража-ющих культурный фон данного общества [Cепир 1993: 276]
| ||
►«Расщеплённые» сказуемые | |||
Оказывать содействие (помощь, сопротивление, влияние) | Совершать поступательные (вращательные, колебательные) движения | ||
►Ряды однородных членов предложения: Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на или передаваемого в эфир или по кабелю произведения (5 рядов)
|
►Цитирование «Внимание, - пишет Дж. Брунер, - это такой процесс выделения признаков, при котором субъект постоянно оперирует то выделенными признаками, то целым» |
*К каузативным значениям относятся значения обусловленности (причина, основание, следствие, условие, целеполагание, ограничение и др.).
**Генитивная цепочка – это последовательность трёх или более управляемых беспредложных словоформ родительного падежа существительных.
Таблица 8.7 Языковые средства воплощения стереотипности и безличностно-нейтральной тональности строгих стилей | ||||
Стиле- обра- зующие черты | Языковые средства их воплощения | |||
Официально-деловой стиль | Научный стиль | |||
1 | 2 | 3 | ||
Стереотипность
| ► Использование графических сокращений, предусмотренных ГОСТом ► Как правило, отсутствие языковых средств создания выразительности* | |||
► Использование реквизитов ► Канцелярские клише: проживает по адресу, по месту жи-тельства, выносится на обсуждение, надлежит, нотариально заверенный
| ►Употребление терминов в соответствии с их дефинитивным значением ►Научные клише: практическая значимость, имеет преимущества, что и требовалось доказать
►Библиографическое описание ►Библиографический список | |||
Без- лич-ностно-нейт- раль-ная
тональ- ность | ► Запрет на употребление разговорной лексики и фразеологии ► Отсутствие, как правило, языковых средств создания выразительности* | |||
► Пассивные Экспертной комиссией производится отбор ценностей | конструкции Выдвинутая автором гипотеза впоследствии была доказана опытным путём | |||
►Ограниченное употребление слов с оценочной семантикой типа убедительный, всесторонний, недостаточно, весьма, негативный ► Ограниченное употребление личных местоимений 1-го и 2-го лица | ||||
Личные местоимения (а также соответствующие формы глагола) а) в большинстве документов не употребляются; б) в отдельных жанрах (например, в тексте доверенности) обозначают человека как обладателя определённого правового статуса | Употребительно толькомы а) в качестве т. н. авторского мы, используемого вместо обычного я, например: методика, которую мы предлагаем; б) для выражения совместности действия (где мы = автор + читатель), например: мы видим, что эта задача имеет два решения
►Устранение субъекта из предложения: можно предположить, что…; следует пересмотреть параметры Х; второй способ представляется более оптимальным | |||
►«Расщеплённые» сказуемые: осуществлять контроль, возлагать контроль, | ||||
Окончание табл. 8.7 | ||||
1 | 2 | 3 | ||
|
►Именной характер текста (преобладание именных частей над глаголами): | |||
Для разъяснения гражданам порядка рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, в местах, доступных для посетителей, вывешивается соответствующая информация (Из 14 знаменательных слов 1 глагол)
| Изменение сопротивления цепи ротора или напряжения при одновременном введении в ротор резисторов обеспечивает регулирование момента двигателя, и механические характеристики оказываются мягкими (Из 17 знаменательных слов 2 глагола)
|
* Исключением является научно-популярный подстиль научного стиля, широко использующий тропы и фигуры речи. Термины, образованные на основе метафоры (типа вязкость сплава или насыщение магнита), тропами не являются.
Императивность, свойственная деловому тексту, создаётся прежде всего языковыми единицами (словами, выражениями, предложениями) с модальной семантикой необходимости, долженствования типа необходимо, нежелательный, вправе, обязательный, возможный, обладает правами, вправе требовать; Приказываю… освободить от занимаемой должности, а также формами глагола настоящего времени с абстрактным (обобщённым) значением, например: Перечисление субсидий осуществляется (= должно осуществляться) из федерального бюджета.
Ещё одно, последнее, замечание по поводу общих качеств строгих стилей. В большинстве учебников и учебных пособий по стилистике и культуре речи называется и такая их стилеобразующая черта, как объективность. В приводимом нами перечне стилеобразующих черт (см. табл. 8.4) это качество отсутствует. Почему?
Дело в том, что ни одним из авторов не приведены отличительные черты объективности, а её характеристики (и языковые средства её выражения), по сути, совпадают с такими свойствами, как точность и безличностно-нейтральная тональность. На наш взгляд, эти названные свойства строгих стилей лишь свидетельствуют о стремлении автора (составителя) научного или официально-делового текста к объективности.
Знание особых языковых и композиционно-смысловых норм, присущих строгим стилям, а также умение применять их в своей речевой практике совершенно необходимо для овладения навыком делового и научного письма. А последнее обязательно для каждого, кто хочет стать образованным человеком и овладеть культурой речи во всех сферах своей деятельности.
► Каким жанрам официально-делового стиля свойственна обобщённость как стилеобразующая черта? Каким не свойственна? Ответ аргументируйте? ► Какие документы приходилось составлять Вам? Какие затруднения при этом Вы испытывали? Почему?
► В рамках каких других функциональных стилей используются ли пассивные конструкции? Приведите примеры
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи