logo
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

9.5. Логические основы речи. Аргументация

Несмотря на всю значимость начала и концовки речи, ее основное содержание, в том числе и вся аргументация, всё же содержится в основной части. Пути раскрытия темы могут быть различны, поскольку зависят от целей и задач дискурса (текста, рассматриваемого в совокупности с нелингвистическими факторами, в первую очередь, коммуникативной ситуацией). Но в любом случае изложение материала должно быть последовательным и логичным. Структурная организация, используемые примеры – все должно «работать на идею», соответствовать намерениям оратора. В устной речи не следует прибегать к суждениям сложным и громоздким, не стоит злоупотреблять повторами (сказанное касается и повторения отдельных фраз и перефразированных, но близких по смыслу суждений). Важно также заранее продумать переходы от одной части к другой, используя, например, метатекстовые средства (наиболее употребительные из них названы в прил. 5). Приводя в обоснование своего мнения аргументы, целесообразнее располагать их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала (согласно принципу усиления).

Итак, именно в основной части публичной речи излагаются доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса. Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве, а доказательство требует использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется аргументацией.

Различают два вида аргументов:

  1. рациональный аргумент, воздействующим на разум, логику слушателей;

  2. иррациональный (психологический) аргумент, взывающий к чувствам и эмоциям.

Хотя психологические аргументы и не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они играют очень важную роль. Почему? Наверное, большинство из нас согласится с тем, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и т. п.

Рассмотрим разновидности аргументов подробнее. В табл. 9.6 и 9.7 представлены примеры аргументов, которые могут быть использованы при разработке публичного выступления на тему «Эвтаназия: грех или благо?»

Таблица 9.6