Фигуры речи
Фигуры речи | Сущность понятия | Примеры |
1 | 2 | 3 |
Синтаксический параллелизм | Повтор синтаксической констру-кции* | ♦ Так где же выход? Казахам надо стать казахами, русским – русскими, немцам – немцами? (Л. Аннинский) |
Анафора | Повтор начальной части синтак-сической конструкции* | ♦ Вне политики! Вне конкуренции! (из рекламы) |
Эпифора | Повторы слов на концах смежных отрезков речи | ♦ Цель жизни – самый процесс жизни (М.Осоргин) |
Антитеза | Противопоставление в предложении и тексте антонимичных понятий, свойств, явлений и т. д. | ♦ Сувениры – не роскошь, а средство продвижения на рынке (из рекламы) |
Градация | Расположение нескольких перечисляемых элементов в порядке возрастания их значения («восходящая» градация) или в порядке убывания значения («нисходящая» градация) | ♦ Или ты хочешь, чтобы твои дети, внуки и правнуки не вдохнули свежего воздуха, не услышали плеска волн, не увидели лучей восходящего солнца? (из речи на митинге)
|
Эллипсис | Опущение, недостаток, пропуск в речи или тексте, структурная неполнота синтаксической конструкции | ♦ К этому времени мы поменялись некоторыми взглядами: он стал верить в победу зла, я – в конечную победу добра, он возложил надежды на рост цивилизации, я – на усовершенствование человека (М.Осоргин) |
Парцелляция | Способ речевого представления предложения как единой синтаксической единицы несколькими самостоятельными единицами (высказываниями) | ♦ Итак, сверху – в непостижимости – то, что назвается Богом. Или отсутствием Бога. Там – исторический разум. Или историческое безумие (Л.Аннинский) |
Диалогизация | Использование в тексте разговорных приемов, создающих эффект непосредственного диалога с читателем: вопросно-ответный ход, обращения и пр.
| ♦ Правы были древние, когда говорили, что зло есть продукт невежества. Эта фраза, возможно, покажется вам странной, так как она противоречит всему тому, что я говорил раньше (М.Мамардашвили) |
Риторический вопрос | Вопросительное по форме, но утвердительное по цели высказывания предложение, содержащее эмоциональное утверждение или отрицание, не требующее от адресата ответа
| ♦ Считалось, что Вертинский в своем творчестве бежал от реальности. А разве в реквиеме о «вечном покое» и «бездарной стране», написанном под впечатлением от гибели мальчиков-юнкеров, не поднимал он острые вопросы о малых войнах, которые актуальны и сейчас? (из журнальной статьи) |
Окончание табл. П.6.2 | ||
1 | 2 | 3 |
Риторическое восклицание | Фигура речи, призванная выделить кульминационные моменты в речи посредством восклицательных предложений | ♦ О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!... (А.С. Пушкин) ♦ Начальника станции, в комнате и на постели которого умер Лев Толстой, звали Озолин. Он после того, что случилось, стал толстовцем, потом застрелился. Какая поразительная судьба! (Ю. Олеша) |
Риторическое обращение | Обращение, функцией которого в тексте является не столько называние адресата, сколько его оценочная характеристика, используемая для привлечения внимания читателя | ♦ О, светила великия, солнце и луна, руския земли, Феодосия и Евдокея, и чада ваша, яко звезды сияющыя пред Господем Богом! О, две зари, освещающия весь мир на поднебесней! (Протопоп Аввакум) |
*Под термином «синтаксическая конструкция» подразумевается предложение или словосочетание.
1 Маршак С.Я. (1887 – 1964) – русский советский поэт, драматург, переводчик, критик.
2 Гаряев П.П. – современный российский ученый, академик Российской академии медико-технических наук, член Нью-Йоркской Академии наук
1 А.С. Шишков (1754 – 1841) – русский государственный деятель, писатель; адмирал, статс-секретарь Александра I, член Государственного совета, министр народного просвещения, президент Российской академии, почетный член Петербургской АН. Автор собрания сочинений и переводов в 17 томах; наиболее известные работы – «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка», «Нечто о единстве происхождения и сходстве языков», «Разговоры о словесности», «Славянорусский корнеслов».
1 Голуб И.Б. – современный ученый-филолог, профессор; автор более 20 учебников, учебных пособий по стилистике, риторике, культуре речи, русскому языку.
1 В.И. Даль (1801 – 1872 гг.) – офицер, врач, чиновник особых поручений, почётный академик Петербургской Академии Наук. Был известным в своё время писателем (его псевдоним – Казак Луганский) и вообще широко образованным человеком. Главным трудом всей его жизни стал фундаментальный «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх томах.
1Ф.И. Буслаев (1818 – 1897 гг.) – филолог, искусствовед, академик Петербургской АН; является основателем научной методики преподавания русского языка и словесности; автор трудов: «О преподавании отечественного языка», «Историческая грамматика русского языка», «Исторические очерки русской народного словесности» и др.
1 Рябцева С.Л. – современный русский ученый-лингвист; автор книг «Правда о русском слове», «Очерки живого русского языка», «Очерки математики».
2 Морозов В.П. – современный русский ученый, доктор биол. наук, автор более 300 научных трудов; специалист в области вокальной науки; создатель резонансной теории искусства пения.
1 Вазина К.Я. – доктор пед наук, профессор, современный российский ученый, руководитель научной школы «Аксиологические и онтологические основы саморазвития человека».
1Ипполитова Н.А. – современный российский ученый филолог, доктор фил. наук, профессор; автор ряда трудов по стилистике, риторике, культуре речи.
1 Н.С. Валгина – доктор фил. наук, профессор, современный российский лингвист; автор многих трудов по проблемам русской пунктуации, функциональной стилистики и др., а также вузовских учебников по синтаксису, пунктуации, теории текста.
1 Караулов Ю.Н. - современный русский лингвист, лексикограф; главный редактор энциклопедии «Русский язык»; создатель научной школы «Русская языковая личность».
1 Флоренский П.А. (1882 - 1937) – выдающийся русский математик, инженер, искусствовед, богослов и философ.
1 В §§ 5.1 и 5.2 в связи с раскрытием вопроса о происхождении русского языка и о формировании русского литературного языка приводятся также и сведения о формировании лексики русского языка.
1 Головин Б.Н. (1916- 1984) – выдающийся русский лингвист, профессор; специалист по общему и русскому языкознанию; один из основателей культуры речи как отрасли языкознания, автор первого учебника по этой дисциплине.
1 Некоторыми лингвистами признаётся существование ещё одной группы диалектов – среднерусской, совмещающей отдельные языковые особенности севернорусских и южнорусских групп.
1 Стернин И. А. – известный современный лингвист, автор множества научных работ в области языкознания, психолингвистики, риторики.
1 Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616) – великий испанский писатель эпохи Возрождения, автор знаменитого романа «Дон Кихот»
2 Формановская Н.И. – известный современный специалист в области этики и речевого этикета, а также методики обучения русскому языку и культуре речи; автор множества монографий и учебных пособий
1 Жорж Бюффон (1707 –1788) – французский естествоиспытатель, натуралист, биолог, математик, писатель.
2 Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) – римский философ, драматург, оратор, государственный деятель.
1Ломоносов М.В. (1711 – 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле; поэт, заложивший основы современного русского литературного языка; художник, историк; поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского государственного университета, названного впоследствии в его честь.
1Розенталь Д.Э. (1900 –1994) – известный языковед, профессор; разрабатывал вопросы орфографии и пунктуации, грамматики, практической стилистики; автор многих учебников и учебных пособий для школ и вузов.
1Несмотря на многозначность термина публицистика, в данной лекции он употребляется как синоним термину публицистический стиль.
1 Цицерон Марк Туллий (106 - 43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, знаменитый оратор, писатель
1 Бахтин М.м. (1895 – 1975) – русский философ, литературовед; автор лингвистических работ, посвящённых стилистике художественной речи и теории речевых жанров.
1 Борев Ю.Б. – литературовед и искусствовед, доктор филологических наук, профессор; автор множества работ по эстетике и литературоведению.
1 Винокур Г.О. (1896 – 1947) – известный русский филолог, один из составителей толкового словаря под ред. Д. Ушакова и «Словаря языка Пушкина»; автор работ по проблемам словообразования, стилистики, языка художественной литературы.
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи