1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
Морфонология – это раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру морфем и использование фонологических различий в морфологических целях.
Объектом изучения морфонологии являются фузионные явления особого рода, возникающие при соединении морфем в их фонологической структуре.
Фузия (от лат. fusio – сплавление) – «морфонологически обусловленное формальное взаимопроникновение контактирующих морфем, при котором проведение морфологических границ (прежде всего между основой и аффиксом) становится затруднительным» [Булыгина, Крылов 1990: 563].
Фузионные модификации означающего представляют собой особую технику объединения значимых элементов внутри слова. Ее результатом является нарушение линейной сегментации фонемной последовательности на значащие отрезки (морфемы).
По степени нарушений морфемной членимости слова фузия может быть полной и частичной. При полной фузии от морфемы не остается «сегментных» следов, при частичной – такие следы остаются. Ср.: «пев-ец + -еск(ий)» → «пев-ч-еск(ий)», «мужик + -ск(ий)» → «мужицкий»: мужиц-к(ий) / мужи-цк(ий) / мужиц/цк(ий).
По мнению А.А. Реформатского, наряду с морфонологическими процессами фузия реализуется через кумуляцию (систематическая нераздельность грамматических значений, выражаемых морфемой, - постоянное совмещение в одном словоизменительном аффиксе нескольких значений, принадлежащих разным грамматическим категориям: флексия –ов (стол-ов) выражает значения ‘мн. ч.’ и ‘род. п.’), нестандартность аффиксов, аффиксальную омосемию, полисемию и синонимию, использование нулевых аффиксов, невозможность изолированного употребления основы в качестве самостоятельной словоформы [Реформатский 1967]. В понимании А.А. Реформатского фузия – то же, что флективность языка, типологическое свойство формально-грамматического строения и функционирования слов в синтетических языках, обладающих тенденцией к словоизменительной аффиксации.
Флективно-фузионный характер синтетических языков противопоставлен агглютинативности языков аналитического строя.
Агглютинация (от лат. agglutinatio – приклеивание, склеивание) – это способ соединения морфем в слове, при котором в процессе формо- и словообразования к основе, сохраняющей стабильную фонологическую структуру, присоединяются однозначные стандартные аффиксы. Ср.: «стол + -ов(ый)» → «стол-ов(ый)».
В русском языке фузионные и агглютинативные процессы тесно взаимосвязаны и при явном преобладании флективных закономерностей нередко отмечается снижение продуктивности морфонологических явлений, что позволяет обсуждать проблему нарастания агглютинативных закономерностей в структуре слова (ср.: таганрож-ц(ы) – таганрог-цы, таганрож-ск(ий) – таганрог-ск(ий), шпаж-ист – шпаг-ист, пылесош-у – пылесос-ю) [Русский язык и советское общество 1968: 26 и след.].
Выделение и классификация фузионных явлений морфонологического характера, выяснение характера их реализации в соотношении с агглютинативной тенденцией (что важно для описания продуктивности явлений морфонологии) – ведущие аспекты морфонологического анализа структуры слова.
Морфонологический анализ фузионных явлений играет особую роль для освещения проблематики морфемной членимости слова, поскольку выявление морфонологических характеристик структуры слова способствует установлению морфемных границ особого рода – фузионных морфемных швов, являющихся основной областью реализации морфонологических процессов.
В языках флективно-фузионного строя соединение морфем в структуре слова сопровождается нелинейными операциями, своеобразными «волновыми» процессами, синтезом или сплавом морфем.
На стыке морфем русского языка отмечаются такие ведущие проявления фузии, как морфонологические чередования (рук(а) → руч-н(ой)), наложение морфем (такси → таксист), их расширение за счет межморфемных прокладок, или интерфиксов (кино → кино-ш/ник), усечение основ (мок/р(ый) → мок-ну-ть).
При морфонологическом анализе рассматриваются как сами продуктивные фонологические изменения структуры означающего морфем, так и их функции в структуре морфемы и слова в целом.
Морфонология, с одной стороны, ориентирована, на анализ односторонних единиц плана выражения морфемы, преобразований структуры означающего морфологических единиц, а с другой – не может не соотноситься с планом содержания морфем, поскольку изменение структуры нередко приводит к семантической дифференциации формально противопоставленных языковых форм (особенно явлений алломорфии), что доказывают функции морфонологии по стратификации языковых значений в морфологической структуре слова.
Из этой биполярности морфонологии как одновременно незнаковой и знаковой сферы языка проистекают две основные версии понимания задач анализа ее явлений, сосуществующие в современной науке.
С одной стороны, морфонология – это «морфо-фонология», буквально: «морфологическая фонология». Такое понимание вполне отражает задачи «двусторонней» морфонологии, связанной с поставленными еще И.А. Бодуэном де Куртенэ задачами изучения семиотических функций альтернаций в пределах морфемы, тенденций «морфологизации» и «семасиологизации» звуковых представлений.
С другой стороны, морфонология – это «фономорфология», или «фонологическая морфология», исследующая закономерности фонемных структур морфем (морфов) разных видов, то есть описывающая аспект звуковой формы морфем в чистом, «одностороннем» виде. Именно так рассматривал задачи морфонологии Н.С. Трубецкой.
Следовательно, в первом и во втором случае мы имеем дело не только с разными «морфонологическими подходами», но и с разными «морфонологиями».
«Морфологическую фонологию» интересует проблема функциональной «встроенности» особого рода структурных характеристик слова, их обусловленности иными параметрами структуры знака и той роли, которую они играют в представлении феномена его мотивированности. Объектом исследования является морфема – ее внутренняя формальная структура и закономености ее модификации в сочетании с другими морфемами.
«Фонологическая морфология» замыкается на систематизации единиц структуры означающего морфем того или иного вида, включая описание чисто фонологических (структурных) правил синтеза морфем – феноменов «морфемного шва». Ориентация такой морфонологии на фонему означает анализ роли фонемы в организации структуры морфемы и морфемном варьировании.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25