logo
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум

  1. Подготовьте сообщение по проблеме соотношения категорий членимости и идиоматичности слова. Литература: Гловинская М.Я. О зависимости морфемной членимости слова от степени его синтагматической фразеологизации // Развитие современного русского языка 1972. Словообразование. Членимость слова. М., 1975; Ермакова О.П. Идиоматичность семантики и членимость слова // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1976; Милославский И.Г. О регулярном приращении значения при словообразовании // Вопросы языкознания. 1975. № 6.

  2. Определите тип словообразовательного значения указанных слов: аппаратура, аристократия, артистка, бег, бегун, битва, бритва, вечерка, воронье, гвоздик, грибник, дезинфекция, домашний, домик, егоза, жатва, закупорка, зачетка, зевака, казачка, картофелина, конфетка, морковка, мурлыкать, парнюга, плавание, побелка, подпорка, работница, рабочий, родственник, рыжик, старье, супружница, треск, ходьба, хождение, читака, чтение.

  3. Из «Обратного словаря русского языка» [М., 1974] выпишите производные имена существительные с формантом –ин(а). а) Определите тип их словообразовательных значений. К каким уровням представления словообразовательной семантики необходимо обращаться в первую очередь при составлении классификации? Какой вывод о семантике форманта можно сделать на материале анализа данных производных слов? б) Постройте анализ факторов фразеологизации, охарактеризуйте степень идиоматичности анализируемых слов. Приведите примеры дериватов с «вертикальной» и «горизонтальной» идиоматичностью.