logo
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

Пояснительная записка.

Курс «Современный русский язык. Словообразование» имеет особое значение для преподавания лингвистических дисциплин на филологическом факультете. Теоретические положения одного из наиболее молодых разделов русистики служат основой для формирования нового аспекта характеристики системы языка, тесно связанного своими межуровневыми связями как с явлениями уже изученных студентами языковых уровней (фонетикой и лексикой), так и с теми языковыми фактами, которые студентам еще предстоит освоить (морфологией и синтаксисом). Поэтому помимо основных задач формирования у студентов дериватологических представлений, курс словообразования играет важную пропедевтическую роль, подготавливая студентов к восприятию понятий морфологии и синтаксиса. Ведущее же направление осваиваемого на этом этапе лингвистической подготовки студентов анализами заключается в том, чтобы представить необходимый переход от рассмотрения односторонних единиц фонетики и семантики к тому их осознанию, которое приводит к пониманию значимости двусторонних, знаковых процессов, на которых основываются такие динамические тенденции языка, как деривационные. Отсюда внимание, уделяемое в курсе проблематике знака и тем уникальным функциям, которые выполняют единицы словообразования в представлении системных семиотических отношений в их динамическом функционировании. Кроме того, проблемы порождения знака рассматриваются в рамках курса с позиций нового для филологов понятия – структуры слова как «сгущенного пучка» признаков единиц системы и их парадигматических отношений, т.е. с точки зрения структурной выстроенности иерархических связей, обусловливающих процесс формирования системы систем. Разноаспектность подачи данного понятия обусловливает внимание к терминосистемам по меньшей мере трех самостоятельных дисциплин – морфемики, морфонологии и семантического словообразования. Изучение этих терминосистем в курсе словообразования преследует цель представить различные уровни системной мотивированности структуры слова и степени их актуальности в процессах деривации. Предлагаемое содержание вузовской дисциплины учитывает современный научный уровень развития словообразования. В частности, наряду с традиционными структурными линиями интерпретации деривационных процессов, используются новейшие, когнитивные методики ономасиологического, пропозиционального и концептуального анализа, необходимые для формирования исследовательской культуры студента.

Задачи изучения дисциплины:

  1. совершенствовать навыки лингвистического анализа языковых знаков на основе осмысления теоретических вопросов их системной мотивированности;

  2. выработать умение оценивать динамические явления функционирования словообразовательной системы языка с позиций актуальных направлений дериватологии;

  3. сформировать навыки морфемного, морфонологического и словообразовательного анализа.