Пояснительная записка.
Курс «Современный русский язык. Словообразование» имеет особое значение для преподавания лингвистических дисциплин на филологическом факультете. Теоретические положения одного из наиболее молодых разделов русистики служат основой для формирования нового аспекта характеристики системы языка, тесно связанного своими межуровневыми связями как с явлениями уже изученных студентами языковых уровней (фонетикой и лексикой), так и с теми языковыми фактами, которые студентам еще предстоит освоить (морфологией и синтаксисом). Поэтому помимо основных задач формирования у студентов дериватологических представлений, курс словообразования играет важную пропедевтическую роль, подготавливая студентов к восприятию понятий морфологии и синтаксиса. Ведущее же направление осваиваемого на этом этапе лингвистической подготовки студентов анализами заключается в том, чтобы представить необходимый переход от рассмотрения односторонних единиц фонетики и семантики к тому их осознанию, которое приводит к пониманию значимости двусторонних, знаковых процессов, на которых основываются такие динамические тенденции языка, как деривационные. Отсюда внимание, уделяемое в курсе проблематике знака и тем уникальным функциям, которые выполняют единицы словообразования в представлении системных семиотических отношений в их динамическом функционировании. Кроме того, проблемы порождения знака рассматриваются в рамках курса с позиций нового для филологов понятия – структуры слова как «сгущенного пучка» признаков единиц системы и их парадигматических отношений, т.е. с точки зрения структурной выстроенности иерархических связей, обусловливающих процесс формирования системы систем. Разноаспектность подачи данного понятия обусловливает внимание к терминосистемам по меньшей мере трех самостоятельных дисциплин – морфемики, морфонологии и семантического словообразования. Изучение этих терминосистем в курсе словообразования преследует цель представить различные уровни системной мотивированности структуры слова и степени их актуальности в процессах деривации. Предлагаемое содержание вузовской дисциплины учитывает современный научный уровень развития словообразования. В частности, наряду с традиционными структурными линиями интерпретации деривационных процессов, используются новейшие, когнитивные методики ономасиологического, пропозиционального и концептуального анализа, необходимые для формирования исследовательской культуры студента.
Задачи изучения дисциплины:
совершенствовать навыки лингвистического анализа языковых знаков на основе осмысления теоретических вопросов их системной мотивированности;
выработать умение оценивать динамические явления функционирования словообразовательной системы языка с позиций актуальных направлений дериватологии;
сформировать навыки морфемного, морфонологического и словообразовательного анализа.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25