Практикум
Сгруппируйте данные слова по их отнесенности к словообразовательному типу: китовый, классовый, малышовый, лесниковы, отцовы, подростковый, слоновый, эвклидова; баранина, брючина, дядина, дядюшкина, купчина, курятина, мамочкина, сестрина, сиротина, свинина, старичина.
Используя материал полученных классификаций словообразовательных типов имен существительные с формантом –ин(а) (см. задание 3 занятий 9-10), постройте их семантические структуры (о построении семантической структуры словообразовательного типа см.: Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). Кемерово, 1994. С. 25-42).
Из «Обратного словаря русского языка» выпишите производные имена существительные с формантом –ник, распределив их по морфонологическим моделям и семантическим образцам основных словообразовательных типов. С какими формальными и семантическими характеристиками словообразовательных типов связан анализ их морфонологических моделей и семантических образцов?
Определите, какое системно-функциональное свойство словообразовательных типов иллюстрируют примеры «неузуальной» деривации в высказываниях: 1. Это были недобитки буржуазизма. 2. Добиться успехов ей помогала трудолюбивость. 3. Они сразу полюбили его за доверчивость и смирность. 4. На него смотрели темновдумчивые глаза кота. 5. Юля от сестренки конъюнктивидом заразилась, теперь у нее глаза слезятся и ничего не видят. 6. Папочка, покажи твои папонки. 7. Почему «кровати» называют не «спалилы», тогда бы все понимали, что на них спят. 8. Губная помаза. 9. Я бы целый день на катобусе катался. 10. Это не банное мыло, а ванное… У нас же ванна. 11. Звонильник не будил еще? Одинакова ли степень системной мотивированности подобных высказываний?
Постройте словообразовательные цепи, заканчивающиеся дериватами: времяпрепровождение, выглаживаться, побелочный. Сколько ступеней деривации отражено в данных цепях?
Постройте словообразовательные парадигмы первой ступени деривации для слов: береза, дуб, ель. Обобщив конкретные словообразовательные парадигмы указанных слов, сформулируйте их типовую словообразовательную парадигму.
Постройте словообразовательное гнездо с вершиной и.п. веселый, опишите его структуру, охарактеризуйте парадигмы по блокам.
Подберите иллюстрации словообразовательной гиперкатегории «лицо», выявите основные категории и субкатегории, ее формирующие.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25