logo
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

Практикум

  1. Сгруппируйте данные слова по их отнесенности к словообразовательному типу: китовый, классовый, малышовый, лесниковы, отцовы, подростковый, слоновый, эвклидова; баранина, брючина, дядина, дядюшкина, купчина, курятина, мамочкина, сестрина, сиротина, свинина, старичина.

  2. Используя материал полученных классификаций словообразовательных типов имен существительные с формантом –ин(а) (см. задание 3 занятий 9-10), постройте их семантические структуры (о построении семантической структуры словообразовательного типа см.: Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). Кемерово, 1994. С. 25-42).

  3. Из «Обратного словаря русского языка» выпишите производные имена существительные с формантом –ник, распределив их по морфонологическим моделям и семантическим образцам основных словообразовательных типов. С какими формальными и семантическими характеристиками словообразовательных типов связан анализ их морфонологических моделей и семантических образцов?

  4. Определите, какое системно-функциональное свойство словообразовательных типов иллюстрируют примеры «неузуальной» деривации в высказываниях: 1. Это были недобитки буржуазизма. 2. Добиться успехов ей помогала трудолюбивость. 3. Они сразу полюбили его за доверчивость и смирность. 4. На него смотрели темновдумчивые глаза кота. 5. Юля от сестренки конъюнктивидом заразилась, теперь у нее глаза слезятся и ничего не видят. 6. Папочка, покажи твои папонки. 7. Почему «кровати» называют не «спалилы», тогда бы все понимали, что на них спят. 8. Губная помаза. 9. Я бы целый день на катобусе катался. 10. Это не банное мыло, а ванное… У нас же ванна. 11. Звонильник не будил еще? Одинакова ли степень системной мотивированности подобных высказываний?

  5. Постройте словообразовательные цепи, заканчивающиеся дериватами: времяпрепровождение, выглаживаться, побелочный. Сколько ступеней деривации отражено в данных цепях?

  6. Постройте словообразовательные парадигмы первой ступени деривации для слов: береза, дуб, ель. Обобщив конкретные словообразовательные парадигмы указанных слов, сформулируйте их типовую словообразовательную парадигму.

  7. Постройте словообразовательное гнездо с вершиной и.п. веселый, опишите его структуру, охарактеризуйте парадигмы по блокам.

  8. Подберите иллюстрации словообразовательной гиперкатегории «лицо», выявите основные категории и субкатегории, ее формирующие.