logo
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Основные теоретические блоки, осваиваемые студентами в рамках дисциплины «Современный русский литературный язык. Словообразование», а также система необходимых навыков лингвистического анализа, приобретаемых на этом этапе профессиональной подготовки студентов - все это изложено в рабочей программе курса, являющейся главным методическим источником организации учебной деятельности, своеобразным «сценарием» изучаемой дисциплины. Обращение к нему студентов является необходимым элементом организации лекционных и практических занятий, выполнения основных заданий СРС, контрольных, тренинговых и экзаменационных задач.

Дополнительно к рабочей программе в качестве методических рекомендаций по изучению дисциплины можно выделить следующие:

1. Лекционные занятия.

Благодаря содержанию лекционных занятий у студента формируются основные направления теоретического изучения ключевых проблем курса, что имеет свою специфику применительно к изучаемой дисциплине.

Во-первых, особая значимость лекционных занятий для студентов, изучающих проблемы словообразовательного анализа, объясняется широтой научной проблематики разных разделов современной русистики, обобщенных в рамках одного учебного курса. Наряду со словообразованием, синхронным и диахронным, рассматриваются проблемы еще двух научных разделов – морфемики и морфонологии. Эта междисциплинарность обусловливает особую обзорность лекционного изложения, восприятие которой студентами должно быть подготовлено. Поэтому к каждой лекции студентам рекомендуется освоить («забегая вперед») один из теоретических источников научного или учебного рассмотрения обсуждаемых на лекции проблем. Такая форма работы облегчает восприятие теоретического материала.

Во-вторых, проблематика курса до сих пор остается дискуссионной вследствие разноаспектности самой дериватологии и лингводидактических традиций представления ее основных вопросов. Отсюда авторская составляющая этого курса как необходимое требование рабочей программы. Это также диктует и особое внимание студентов, которое ими должно быть уделено именно лекционным занятиям. Именно содержание лекций закрепляется на семинарских занятиях, получает специальное обсуждение в той части проблем, которые остались недо- или совсем не понятыми.

В свете этого для усвоения основных понятий лекции рекомендуется прочтение тезисов лекции, предоставляемых перед каждым лекционным занятием лектором, соответствующего раздела учебного пособия, обобщающего лекционный материал (см. данный раздел УМК), сопоставление различных точек зрения исследователей по обозначенной к лекции литературе, оформление конспектов лекций, включая составление словарей ключевых научных концептов – терминологического минимума по каждой лекции. Список этих терминов оказывается рабочим, и в конце лекции выносится для выполнения промежуточных контрольных срезов (тестовых или анкетных заданий контроля над уровнем усвоения лингвистических понятий).

2. Практические занятия.

Специфика учебно-методического обеспечения дисциплины обусловливает особый характер организации практических занятий, связанных с созданием проблемных ситуаций теоретического и описательного характера (см. раздел УМК, отражающий систему практических занятий).

Для поддержания атмосферы научной дискуссии рекомендуется использование различных форм активизации когнитивных установок студентов:

1) формирование концептуальной базы семинаров: обязательное знакомство студентов с источниками из основного и дополнительного библиографического указателя (по одному из списков учебной и научной литературы), конспектирование (тезисное или расширенное) прочитанной литературы, создание личных библиотек;

2) планирование ответов по каждому из вынесенных к обсуждению вопросов семинарского занятия (написанию тезисного плана ответа способствует обращение к логике лекционной подачи материала и основным композиционным частям используемых на семинарах учебно-методических материалов)

3) подготовка устных выступлений по проблеме, вынесенной для специального рассмотрения в рамках семинара;

4) выполнение домашних тренинговых заданий практикума, письменное оформление которых способствует формированию и закреплению на семинарах навыков анализа структуры слова в морфемном, морфонологическом и словообразовательном аспектах;

5) обсуждение спорных моментов лингвистического анализа, что способствует усвоению основных понятий курса через решение контрольно-тренировочных задач, с их анализом и рецензированием непосредственно на семинаре или в рамках организации самостоятельной работы студентов.

3. Экзамен.

Подготовка к экзамену начинается не по окончании аудиторных занятий, а в течении всего семестра.

Это главная рекомендация!

Только студент, последовательно внявший всем пожеланиям, – не имеет проблем, знает, как логически четко и непротиворечиво построить свой ответ, умеет грамотно устанавливать общие и частные закономерности, ориентируясь прежде всего на ту научную картину мира, которую он стремился создать для себя.