Методические рекомендации по изучению дисциплины
Основные теоретические блоки, осваиваемые студентами в рамках дисциплины «Современный русский литературный язык. Словообразование», а также система необходимых навыков лингвистического анализа, приобретаемых на этом этапе профессиональной подготовки студентов - все это изложено в рабочей программе курса, являющейся главным методическим источником организации учебной деятельности, своеобразным «сценарием» изучаемой дисциплины. Обращение к нему студентов является необходимым элементом организации лекционных и практических занятий, выполнения основных заданий СРС, контрольных, тренинговых и экзаменационных задач.
Дополнительно к рабочей программе в качестве методических рекомендаций по изучению дисциплины можно выделить следующие:
1. Лекционные занятия.
Благодаря содержанию лекционных занятий у студента формируются основные направления теоретического изучения ключевых проблем курса, что имеет свою специфику применительно к изучаемой дисциплине.
Во-первых, особая значимость лекционных занятий для студентов, изучающих проблемы словообразовательного анализа, объясняется широтой научной проблематики разных разделов современной русистики, обобщенных в рамках одного учебного курса. Наряду со словообразованием, синхронным и диахронным, рассматриваются проблемы еще двух научных разделов – морфемики и морфонологии. Эта междисциплинарность обусловливает особую обзорность лекционного изложения, восприятие которой студентами должно быть подготовлено. Поэтому к каждой лекции студентам рекомендуется освоить («забегая вперед») один из теоретических источников научного или учебного рассмотрения обсуждаемых на лекции проблем. Такая форма работы облегчает восприятие теоретического материала.
Во-вторых, проблематика курса до сих пор остается дискуссионной вследствие разноаспектности самой дериватологии и лингводидактических традиций представления ее основных вопросов. Отсюда авторская составляющая этого курса как необходимое требование рабочей программы. Это также диктует и особое внимание студентов, которое ими должно быть уделено именно лекционным занятиям. Именно содержание лекций закрепляется на семинарских занятиях, получает специальное обсуждение в той части проблем, которые остались недо- или совсем не понятыми.
В свете этого для усвоения основных понятий лекции рекомендуется прочтение тезисов лекции, предоставляемых перед каждым лекционным занятием лектором, соответствующего раздела учебного пособия, обобщающего лекционный материал (см. данный раздел УМК), сопоставление различных точек зрения исследователей по обозначенной к лекции литературе, оформление конспектов лекций, включая составление словарей ключевых научных концептов – терминологического минимума по каждой лекции. Список этих терминов оказывается рабочим, и в конце лекции выносится для выполнения промежуточных контрольных срезов (тестовых или анкетных заданий контроля над уровнем усвоения лингвистических понятий).
2. Практические занятия.
Специфика учебно-методического обеспечения дисциплины обусловливает особый характер организации практических занятий, связанных с созданием проблемных ситуаций теоретического и описательного характера (см. раздел УМК, отражающий систему практических занятий).
Для поддержания атмосферы научной дискуссии рекомендуется использование различных форм активизации когнитивных установок студентов:
1) формирование концептуальной базы семинаров: обязательное знакомство студентов с источниками из основного и дополнительного библиографического указателя (по одному из списков учебной и научной литературы), конспектирование (тезисное или расширенное) прочитанной литературы, создание личных библиотек;
2) планирование ответов по каждому из вынесенных к обсуждению вопросов семинарского занятия (написанию тезисного плана ответа способствует обращение к логике лекционной подачи материала и основным композиционным частям используемых на семинарах учебно-методических материалов)
3) подготовка устных выступлений по проблеме, вынесенной для специального рассмотрения в рамках семинара;
4) выполнение домашних тренинговых заданий практикума, письменное оформление которых способствует формированию и закреплению на семинарах навыков анализа структуры слова в морфемном, морфонологическом и словообразовательном аспектах;
5) обсуждение спорных моментов лингвистического анализа, что способствует усвоению основных понятий курса через решение контрольно-тренировочных задач, с их анализом и рецензированием непосредственно на семинаре или в рамках организации самостоятельной работы студентов.
3. Экзамен.
Подготовка к экзамену начинается не по окончании аудиторных занятий, а в течении всего семестра.
Это главная рекомендация!
Только студент, последовательно внявший всем пожеланиям, – не имеет проблем, знает, как логически четко и непротиворечиво построить свой ответ, умеет грамотно устанавливать общие и частные закономерности, ориентируясь прежде всего на ту научную картину мира, которую он стремился создать для себя.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25