logo
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

Вопросы к экзамену

1. Словообразование как особый раздел языкознания: предметная область, задачи, аспекты исследования и место в системе лингвистических дисциплин.

2. Актуальные направления дериватологических исследований.

3. Словообразование и теория номинации.

4. Актуальные проблемы когнитивного словообразования.

5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы.

6. Формально-семантические свойства производного слова.

7. Морфологическая и словообразовательная структуры производного слова. Соотношение понятий членимости и производности. Единицы представления морфологической и словообразовательной структур. Морфемика и морфонология как особые уровни представления структуры производного слова.

8. Определение ономасиологической структуры производного слова. Понятия ономасиологического базиса, ономасиологического признака и ономасиологической связки.

9. Словообразовательная морфемика.

10. Морфема как минимальная значимая единица языка: знаковая природа и функции морфемы, ее своеобразие в системе уровневых единиц языка (дифференциальные признаки морфемы в ее соотношении с фонемой, словом, предложением).

11. Специфика плана выражения морфемы: возможность материально выраженных и нулевых морфем, критерии установления нулевых морфем. Свойство формального видоизменения (альтернирования) материально выраженных морфем.

12. Специфика плана содержания морфемы: функциональная значимость морфемы, стратификация языковых значений в морфемной структуре слова.

13. Основания классификации морфем.

14. Морфемный анализ слова: принципы и процедуры его проведения.

15. Понятие морфемной структуры слова. Этапы установления морфемной структуры слова.

16. Пути формирования словообразовательной морфемики.

17. Опрощение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.

18. Переразложение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.

19. Вопрос о сущности и причинах усложнения.

20. Этимологический анализ: задачи и методика проведения. Лингводидактическая значимость этимологического анализа в школьном и вузовском курсах русского языка.

21. Словообразовательная морфонология как раздел языкознания.

22. Изменения фонологической структуры морфемы как объект морфонологического анализа производного слова. Причины морфонологического варьирования словообразовательной структуры слова.

23. Основные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. Чередования фонем, их структурная классификация и системная нагрузка. Вопрос о продуктивности морфонологического чередования.

24. Освещение вопроса об интерфиксах в современной русистике. Интерфиксация как морфонологический процесс русского словообразования. Виды интерфиксов.

25. Морфонологическая структура производного слова и единицы ее описания. Соотношение понятий морфема – морф – субморф. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.

26. Функции словообразовательной морфонологии. Вопрос о знаковой природе морфонологических явлений. Морфологизация и семасиологизация морфонологических процессов.

27. Внутренняя форма производного слова и его семиотические характеристики.

28. Соотношение понятий членимости и производности в современной русистике.

29. Словообразовательная производность как особый тип семиотической связи единиц языка. Основные признаки производного слова. Функциональные типы производных слов.

30. Понятие основы слова. Основы членимые и нечленимые. Разные точки зрения на членимость слова. Случаи асимметрии морфологической и словообразовательной структур производного слова. Степени членимости и словообразовательной мотивированности.

31. Мотивирующее слово как особый тип мотивирующих единиц. Формально-семантические критерии определения мотивирующего слова. Влияние речевых факторов на мотивацию. Нетиповые случаи мотивации. Роль аналогии.

32. Типы словообразовательной мотивации. Явление множественной мотивации и его роль в процессе формирования словообразовательной структуры слова. Признаки полимотивированных лексем.

33. Принципы и приемы словообразовательного анализа на его операциональном уровне. Цель словообразовательного анализа, его отличие от морфемного и формообразовательного. Уровни и разновидности словообразовательного анализа.

34. Единицы представления системных словообразовательных отношений.

35. Системообразующий статус комплексных единиц словообразования. Словообразовательные пары и цепи, их соотношение. Словообразовательная парадигма и ее отличие от морфологической. Строение словообразовательных парадигм. Конкретные и типовые словообразовательные парадигмы.

36. Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Диахронные классификации способов словообразования.

37. Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Синхронные классификации способов словообразования.

38. Проблема определения семиологических функций словообразовательной категории. Словообразовательные категории разной степени абстракции.

39. Словообразовательный тип и словообразовательное гнездо как двусторонние единицы представления системных словообразовательных отношений. Словообразовательное гнездо, его строение. Типология словообразовательных гнезд.

40. Словообразовательная семантика как особый тип языкового содержания.

41. Явление фразеологичности (идиоматичности) семантики производного слова. Факторы идиоматичности в словообразовании.

42. Основания классификации словообразовательных значений.

43. Виды словообразовательных значений с учетом межуровневых связей словообразования с лексикой и грамматикой. Основные уровни иерархической модели словообразовательного значения Янценецкой – Араевой.

44. Словообразовательный тип как единица организации словообразовательной системы. Определение словообразовательного типа в современной лингвистике. Формально-семантические характеристики дериватов одного словообразовательного типа. Функции словообразовательных типов.

45. Системные свойства словообразовательного типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности словообразовательного типа.

46. Семантическая структура словообразовательного типа. Основные уровни иерархической организации словообразовательного типа как семантической микросистемы.

47. Основания семантической классификации словообразовательных типов.

48. Морфонологическая асимметрия словообразовательных структур. Алломорфия суффикса как показатель формальных и семантических сдвигов в структуре словообразовательного типа.

49. Полисемия производного слова. Специфика реализации семантической структуры производного полисеманта. Функции мотивирующего и форманта в представлении семантики производного слова. Пути формирования производного полисеманта.

50. Синонимия производного слова. Семантические различия лексической и словообразовательной синонимии. Лексико-словообразовательный и словообразовательно-пропозициональный уровни представления семантических оппозиций синонимичных словообразовательных типов.