2. Дериватология
Укажите тенденцию асимметрии морфемной и словообразовательной структур данных производных слов: 1) учительство, 2) неправдоподобно, 3) прохладительный, 4) творчество, 5) рубильник, 6) космический, 7) прачка.
а) имплицитная мотивация; б) множественная мотивация; в) морфонологическая вариантность; г) омонимия словообразовательной формы; д) супплетивная мотивация; е) чересступенчатая деривация.
О каких единицах словообразовательной системы идет речь в следующих определениях: 1) «совокупность мотивированных слов, имеющих одно и тоже мотивирующее и находящихся на одной ступени словообразования»; 2) «совокупность слов, имеющих один и тот же корень и расположенных с учетом непосредственной словообразовательной мотивации»; 3) «формально-семантическая схема строения мотивированных слов, характеризующихся общностью части речи мотивирующего слова и тождеством словообразовательного форманта»; 4) «совокупность однокоренных слов, расположенных на основе последовательной непосредственной мотивации», 5) «совокупность производных слов, характеризующихся единством словообразовательного значения при различии средств выражения».
а) словообразовательная категория; б) словообразовательный тип; в) словообразовательная парадигма; г) словообразовательная цепь; д)словообразовательное гнездо.
Определите тип словообразовательных мотиваций: 1) учительница, 2) бригадир, 3) смельчак, 4) хитрость, 5) безрадостно, 6) перешептываться, 7) невесело, 8) соавторство, 9) собирательность, 10) выпиливать, 11) зачитаться, 12) озорничать.
а) непосредственная; б) опосредствованная; в) исходная; г) неисходная; д) единственная; е) неединственная.
Определите, к А) одному или Б) разным словообразовательным типам относятся данные слова: 1) царапина, жемчужина, горошина; 2) салатница, гробница, мыльница; 3) сухость, смелость, заносчивость; 4) мячик, ножик, пальчик; 5) студентка, пилотка, кочегарка; 6) увлажнитель, растворитель, проигрыватель; 7) пекарь, токарь, аптекарь.
При ответе А) – укажите классификационные признаки словообразовательного типа: а) лексическая деривация, б) синтаксическая деривация, в) мутационный, г) модификационный, д) транспозиционный, е) нетранспозиционный.
Сгруппируйте данные слова по их отнесенности к словообразовательному типу: авиационный, вахтенный, виновный, водный, впечатлительный, враждебный, вязкий, индивидуальный, киношный, образовательный, прогрессивный, регбийный, резкий, рекомендательный, сильный, типичный, хвалебный, шоссейный.
Охарактеризуйте способы образования предложенных слов: 1) постройка, 2) запуск, 3) облезлый, 4) привозить, 5) присвоить, 6) подкоп, 7) щучий, 8) беззубый, 9) подполье, 10) беззвучно.
а) префиксальный; б) суффиксальный; в) нулевая суффиксация; г) префиксально-суффиксальный; д) префиксальный с нулевой суффиксацией.
Определите способ образования сложных слов: 1) броненосец, 2) бронепоезд, 3) быстротечный, 4) быстротекущий, 5) быстрокрылый, 6) железобетонный, 7) видоизменить, 8) глухонемой, 9) высокопоставленный, 10) рифмоплет, 11) вислоухий, 12) водопроводный.
а) чистое сложение; б) сложносуффиксальный; в) сложение с нулевой суффиксацией; г) сращение.
Определите способ словообразования данных слов по существующим диахронным классификациям: всевидящий, езда, заново, конармия, малолюдный, надломленный, насекомое, недруг, озеленение, унизительный.
Определите способ словообразования данных слов по существующим синхронным классификациям: безделье, вперегиб, лесопарк, местком, мученический, поднебесье, проезд, расщедриться, слабительное
Какую комплексную единицу формируют предложенные слова: 1) месиво, замесит, месильщик, намесить, месильный; 2) позорный, опозорить, позор, позорно, позориться, позорить; 3) увлажнить, влажный, преувлажнение, влага, преувлажнить.
а) словообразовательная цепь; б) словообразовательная парадигма; в) словообразовательное гнездо смешанного типа.
Постройте словообразовательные цепи, в которые входят лексемы а) заправочная, б) озеленение.
Постройте словообразовательные парадигмы, в которые входят лексемы а) попусту, б) проседь.
Какие признаки характеризуют специфику словообразовательного значения:
а) индивидуальное значение слова; б) категориальное значение части речи; в) значение всех слов одного словообразовательного типа; г) значение всех слов частной грамматической категории; д) выражено внутрисловными средствами; е) не выражено внутрисловными средствами; ж) выявляется через соотношение слова и реалии; з) выявляется через соотношение значений деривационно связанных слов.
Определите, какой тип словообразовательного значения демонстрируют данные производные единицы: 1) синь, 2) поваренок, 3) земляничка, 4) весело, 5) березняк, 6) пушкинст, 7) резчик, 8) стульчик, 9) работница.
а) мутационный; б) модификационный; в) транспозиционный.
Охарактеризуйте вид приведенных словообразовательных значений лексемы «скрипач»: 1) ‘тот, кто играет на определенном музыкальном инструменте’; 2) ‘предмет (одушевленный), имеющий отношение к предмету (собственно предмету)’; 3) ‘лицо по функционально значимому предмету’; 4) ‘субъект по средству функционального действия’.
а) категориально-словообразовательное значение; б) словообразовательно-субкатегориальное значение; в) словообразовательно-пропозициональное значение; г) лексико-словообразовательное значение.
Какие функции словообразования иллюстрируют данные производные слова: 1) пленение, 2) шашлычная, 3) носатый, 4) одинехонек, 5) водопроводчик, 6) обжора, 7) завгар, 8) захоронить.
а) номинативная; б) конструктивная; в) компрессивная; в) экспрессивная; г) стилистическая.
Определите функциональный тип производной лексики: 1) супермегазажигалово, 2) старушенция, 3) (ледовое) полюбище, 4) дырчатость, 5) антикиллер, 6) толстозавр, 7) антигерой.
а) узуальные слова; б) потенциальные слова; в) окказиональные слова.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25