Практикум
Подготовьте сообщение о способах окказионального словообразования. Литература: Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия. М., 1995; Изотов В.П., Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Орёл, 1997; Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
Охарактеризуйте структуру производных слов в соответствии с классификацией способов словообразования В.В. Виноградова – Н.М. Шанского. Заполните таблицу.
Неморфологические способы | Морфологические способы |
3. Морфолого-синтаксический: уборочная
|
а) суффиксальный: подсказка б) префиксальный: убежать в) суффиксально-префиксальный: подоконник
|
Материал для анализа: бесшумный, больной, булочная, важничать, вглубь, водопроводчик, вольнослушатель, выставка, вышеупомянутый, глушь, дополнение (термин), зав, заготовить, заочный, заправочная, засолка, корень (термин), нарыв, налить, наливать, необычный, нефтепровод, ноша, облепить, овощехранилище, перевод, перекраска, песок (сахарный), пешеходный, пешком, подножие, подпись, попусту, праздношатающийся, приморье, приморский, прогулка, подсказка, синеть, слабоумие, сторожевой, сторожиха, США, творец, тотчас, учащиеся, ученый.
Определите способ словообразования по классификациям Е.А. Земской – В.В. Лопатина, И.С. Улуханова. Заполните таблицу.
Слово для анализа | Способ словообразования по классификации Е.А. Земской | Способ словообразования по классификации В.В. Лопатина и И.С. Улуханова |
привозØ□←{привоз}ить | аффиксальный, нулевая суффиксация | с одной мотивирующей основой, нулевая суффиксация |
Материал для анализа: агитбригада, безграмотный, безрукий, бесконечность, больной, возглас, времяпрепровождение, выдавать, выдать, даль, допоздна, заморыш, запах, землемер, землепашец, знание, казачий, книголюб, лесовоз, малопригодный, медвежий, мимоездом, нагуляться, наслаждение, незнакомец, непригодность, НТВ, нуждаться, одарять, отдых, пахарь, перешучиваться, плата, поведение, привкус, примерка, примирить, приморский, прорезь, птицефабрика, рассвет, рабочий, сверхсрочник, семилетка, собес, спецкор, телятница, темнеет, узнать, уцелеть.
Сопоставьте классификации способов словообразования Н.М. Шанского и Е.А. Земской. Определите различие и сходство данных классификаций. Заполните таблицу.
Анализируемое слово | Производящая база | Способы словообразования | |
по классификации Н.М. Шанского | по классификации Е.А. Земской |
Материал для анализа: абитура, авиапочта, безбородый, безбрежный, белозубый, беспорядок, бессмыслица, ВВС, врассыпную, выставка-продажа, длинноносый, заречье, запятая, здравомыслящий, кашеварить, левобережный, мельком, мимоездом, накануне, насмех, настежь, новогодний, номинал, оплата, отшутиться, переговоры, переживать, полководец, пригород, пригорок, призадуматься, проседь, разважничаться, редколесье, самоцветы, скорая, сушиться, упрямиться, чернокожий, ширпотреб.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25