1. Основные строевые характеристики современного английского языка.
Существует несколько классификаций для определения строевых характеристик языков. Эти классификации возникли в развитием сравнительной лингвистики. (Гумбольдт)
генеалогическая
типологическая
Но они могут пересекаться: английский = 1) западно-германский, 2) аналитический. (Note! Изолирующие – китайский, морфема=слово, агглютенирующие – турецкий, монгольский, полная однозначность аффиксов, инкорпорирующие – глагол может сочетаться с несколькими членами предложения, флективные – многофункциональность грамматических морфем). Аналитизм и синтетизм – 2 полюса, на которых лежат многочисленные переходы.
Аналитическим а.я.можно назвать условно. В.Я.Плоткин - 6 положений, которые лежат между аналитизмом и синтетизмом:
самое аналитическое состояние – двусловное сочетание (Continuous forms)
композит(~ное слово) – waterfall
аффиксальное слово/словоформа с четкой морфемной границей между корнем и аффиксом – teacher, пекарь
аффиксальное слово имеет проникновение между корнем и аффиксом (проникает в границы другой морфемы) – leave-left, lose-lost (оглушение)
внутренняя флексия целиком располагается между частями корня – foot-feet, run-ran (качественно-количественный аблаут)
максимальный уровень синтезации в супплетивных образованиях – go-went, иду-шел
в а.я.есть ВСЕ. Поэтому его нельзя считать только аналитическим.
Англ.аналитизм проявляется в системе неизменяемости слов и наличии сложных конструкций. Упрощение а.я – кажущаяся вещь. Утрата рода, числа, личных форм, признаков согласования прилагательного с существительным произошла, НО остаются сложные синтаксические структуры. Например, they chose him king. They chose him a wife. They chose them guardians.
Признаки аналитизма:
Идиоматичность (лексическая неразложимость) – значение целого не выводится из значения составляющих компонентов (элементов)
is being built – «строится», а не «есть быть строить»*
Грамматическая неразложимость компонентов формы. Компонент формы в отдельности не несет информации об общих значениях формы.
is being built по компоненту is нельзя определить Continuous,также как и по being в отдельности.
Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму. При этом вспомогательный компоненти передает лишь частные внутрипарадигматические значения, а общее видо-временное, залоговое, модальное значения складываются только из всех компонентов вместе.
is being built грамматическое значение (Present Continuous Tense, Passive Voice, Indicative Mood) передает вся форма, а вспомогательный глагол is указывает на число и лицо.
Отсутствие лексического значения у служебного слова.
Have lost, вспомогательный компонент have десемантизирован.
Отсутствие между компонентами формы синтаксических отношений.
is and being built*, is or being built* - недопустимы
Синтаксические отношения с окружением в предложении или в тексте возможны только для всей формы в целом.
I was driving a car. Прямое дополнение a car относится ко всей аналитической форме, а не к компонентам was или driving в отдельности.
Строй а.я.проявляется прежде всего в строгом порядке слов и отсутствии изменения нормативных словоформ: Pete read the book. Порядок м.б.только таким.
Черты аналитизма в а.я.проявляются в наличии вспомогательных глаголов. Hie hafd hiere kuning ofslaзan. hafd ofslaзan – словосочетание. Так возникали аналит.конструкции (АК, которые состоят из полнозн.слова и служ.слова.
По своим функциям различают АК:
морфологические
синтаксические
лексические
образуют единую словоформу, которая выражает морф.категорию (время, залог)
расчлененно выражается один член предложения (he began to sing, he must go)
расчлененно выражается одна лексема: маленький домик=домик, женщина-летчик=летчица
АК – проявление языковой асимметрии. Семантические и равнозначные функционально слову конструкции организованы как словосочетания. Они допускают перестановку компонентов: he’s about to come/due to come.
Определение строя а.я. – полисистемный. Аналитический он только потому, что в нем есть отступления от синтетизма.
В а.я.существуют реликтовые черты флективной системы. Например, флексия –s – выражает мн.ч. И.П.Иванова назвала эту морфему блуждающей: the boy talks. The boys talk.
Словообразование
А.я.очень подвижен и связан с окказициональными употреблениями.
1) с грамматикализованными способами выражения словосочетаний. I’m looketing at it (от частого look at it-looket)
2) наличие непродуктивных суффиксов, что позволяет отнести слово к одной или другой части речи. (Продуктивные –able, -er -> образуют новые части речи) Yes-man.
3) группы слов, образующие при помощи суффикса новые части речи: old-maidish, well-hearer
- Теоретическая грамматика.
- 1. Основные строевые характеристики современного английского языка.
- 2. Принципы выделения грамматических категорий.
- 3. Классификация словосочетаний по зависимому элементу.
- 4. Сходства и различия между предложением и словосочетанием
- 5. Сходства и различия между наклонениями, выражающими нереальность действия.
- 6. Прагматическая семантика предложения. Коммуникативно-прагматические типы предложения.
- 7. Классификация морфем (морфов) с точки зрения значения, материального выражения и функции в слове.
- 8. Общелингвистические и специфические английские проблемы категории падежа.
- 9. Различные определения языка. Понятия системы и структуры языка.
- 10. Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений и правила их компрессии.
- 11. На каком основании и какую гк находит проф. А.И. Смирницкий в противопоставлении личных и неличных форм глагола? Какой член оппозиции считать маркированным и почему?
- 12. Проблема сложного предложения.
- 13. Разграничение омонимии «инговой» формы – герундий, причастие I, отглагольное существительное.
- 14. Докажите, что в английском языке нет грамматического взаимного залога.
- 15. Семантическая модель предложения – падежная грамматика ч. Филмора.
- 16. Парадигматическое и синтагматическое значения притяжательного падежа.
- 17. Предмет и проблематика современного синтаксиса
- 18. Приведите известные определения морфа и морфемы. В чем коренное различие между этими единицами. Приведите примеры морфемной и «морфной» омонимии.
- 20. Характер выражения числовых различий у местоимений.
- 21. Дифференциальные признаки лз и гз.
- 22. Разграничение языка и речи.
- 23. Точка зрения проф. Воронцовой г.Н. По вопросу языкового статуса «-‘s».
- 24. Дифференциальные признаки и структурные типы слитно-сочиненных предложений.
- 25. Дайте определение категории наклонения. Приведите аргументы «за» и «против» сослагательного II.
- 26. Проблема перфекта: вид, время или…?
- 27. Признаки аналитической формы слов (аф). Сходства и различия между аф и аналитической конструкцией. Являются ли аф достаточным признаком аналитичности грамматического строя языка?
- 28. Морфологические и синтаксические свойства инфинитива.
- 29. Трансформационная модель предложения – порождающий синтаксис: причины появления, основные понятия и положения. Цели и задачи.
- 30. Классификация словосочетаний по ядерному элементу.
- 31. Лексикализация форм множественного числа. В чем сложность и проблематичность этого явления?
- 32. Правила компрессии слитно-сочиненных предложений
- 33. В чем проявляется относительная автономность и диалектическое единство морфологии и синтаксиса?
- 34. Преимущества современной трактовки категории числа существительных.
- 35. Традиционная концепция словосочетания и ее разновидности.
- 36. Система наклонений проф. Бархударова л.С.
- 1) Его изменения при сохранении того же самого корня (I go, he goes):
- 2) Чередования звуков в английском языке (I keep — I kept, child — children);
- 38. Проблема возвратного залога.
- 39. Недостатки модели членов предложения.
- 40. Понятие грамматики. Многозначность термина «грамматика». Типы научных грамматик.
- 41. Понятие аф в трактовке проф. Л.С.Бархударова. Преимущества и недостатки.
- 42. Дифференциальные признаки сложноподчиненных предложений. Основные инвариантные типы.
- 43. Что понимается под номинативным аспектом (функцией) предложения? в чем отличие номинативного аспекта предложения от аналогичного свойства словосочетания и слова?
- 45. Определите понятие модальности. Где она проявляется и каковы средства ее выражения?
- 47. Докажите, что "единичность (один)" не является дифференциальным признаком (значением) формы единственного числа.