2. Принципы выделения грамматических категорий.
ГК могут изучаться лишь на материале конкретного языка и всегда отражают специфику национального языка.
ГК – понятия, классы, разряды. Например, Ж. Вандриес под категорией понимал «понятия, выражаемые посредством морфем». Ж. Марузо ГК определял как классы, согласно которым распределяются элементы словаря в соответствии с их природой, образованием или функцией.
Понятие грамматической (морфологической) категории предполагает всего закрытую систему различающихся грамматических форм одного и того же слова, объединенных некоторым общим некоторым общим семантическим содержанием и противопоставленным по отдельным (частным) проявлениям этого категориального содержания. Из этого следует, что для установления ГК в морфологии необходимо и достаточно существование минимум двух различающхся грамматических форм одного слова.
ГК - это диалектическое единство и противопоставление (различие) одновременно. Так, объединяющим семантическим содержанием для форм прошедшего, настоящего и будущего является значение «времени совершения действия", т.е. локализация действия на временной оси (а не модальной или аспектуальной), хотя по частным, конкретным реализациям этого общего значения данные формы строго и четко противопоставлены. Кроме того, из определения ГК также следует, что она объединяет единицы гомогенные, т.е. единицы одного уровня, одной системы и является таким образом инструментом системной организации этих единиц (в парадигму). Единицы других языковых уровней также могут выражать значения сходные или близкие к содержанию той или иной ГК, но они не будут входить в эту ГК, не будут ею включаться, поскольку имеют другое строение, не противопоставляются и нерегулярно используются для выражения данного значения.
В качестве основы ГК выступает оппозиция 2 и более грамматических форм. Один из членов этих оппозиций может быть ясным, другой менее ясным (например, противопоставляется белый и небелый (любой цвет), а не белый и обязательно черный). Члены таких оппозиций еще называют маркированными и немаркированными. Например в оппозиции was writting и wrote более определенным и маркированным является форма was writting.
Не существует категорий, имеющих только 1 форму: не может быть одного артикля, одного падежа и т. д.
Понятие категории восходит к Аристотелю, который выделил 10 категорий: сущность, время, количество, качество и т.д. Эти принципы легли в основу категоризации, когда за формой стали искать значение. В широком смысле, любая группа яз.элементов, выделенная на основании 1 общего признака, может считаться категорией.
(это писать совсем не нужно xD):
Различие грамм.категорий по количеству оппозиций:
бинарные: одуш/неодуш, числа
многочленные: времени
Грамм.категории и внелингв.действительность:
содержательные, объективные: в своих свойствах отражают отношение объекта вне зависимости от т.зр.говорящего (причинные отношения)
содержательные, субъективно-объективные: в них отражаются свойства и отношение объекта с т.зр.говорящего (модальность, сослагат.наклонение)
формальные, асемантичесике: (связующие функции некоторых предлогов)
Грамм.категории и классы слов. Категории различаются:
классифицирующие: распределяют слова данной части речи т.о, что слово попадает в определенный субкласс, но при этом не м.изменяться и приобретать форму другой субкатегории (опред/неопред.артикль)
словоизменительные: их большинство (род, число, время глагола). Лексико-грамм.категории, которые относятся к 1 классу слов (степени сравнения прилагат)
- Теоретическая грамматика.
- 1. Основные строевые характеристики современного английского языка.
- 2. Принципы выделения грамматических категорий.
- 3. Классификация словосочетаний по зависимому элементу.
- 4. Сходства и различия между предложением и словосочетанием
- 5. Сходства и различия между наклонениями, выражающими нереальность действия.
- 6. Прагматическая семантика предложения. Коммуникативно-прагматические типы предложения.
- 7. Классификация морфем (морфов) с точки зрения значения, материального выражения и функции в слове.
- 8. Общелингвистические и специфические английские проблемы категории падежа.
- 9. Различные определения языка. Понятия системы и структуры языка.
- 10. Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений и правила их компрессии.
- 11. На каком основании и какую гк находит проф. А.И. Смирницкий в противопоставлении личных и неличных форм глагола? Какой член оппозиции считать маркированным и почему?
- 12. Проблема сложного предложения.
- 13. Разграничение омонимии «инговой» формы – герундий, причастие I, отглагольное существительное.
- 14. Докажите, что в английском языке нет грамматического взаимного залога.
- 15. Семантическая модель предложения – падежная грамматика ч. Филмора.
- 16. Парадигматическое и синтагматическое значения притяжательного падежа.
- 17. Предмет и проблематика современного синтаксиса
- 18. Приведите известные определения морфа и морфемы. В чем коренное различие между этими единицами. Приведите примеры морфемной и «морфной» омонимии.
- 20. Характер выражения числовых различий у местоимений.
- 21. Дифференциальные признаки лз и гз.
- 22. Разграничение языка и речи.
- 23. Точка зрения проф. Воронцовой г.Н. По вопросу языкового статуса «-‘s».
- 24. Дифференциальные признаки и структурные типы слитно-сочиненных предложений.
- 25. Дайте определение категории наклонения. Приведите аргументы «за» и «против» сослагательного II.
- 26. Проблема перфекта: вид, время или…?
- 27. Признаки аналитической формы слов (аф). Сходства и различия между аф и аналитической конструкцией. Являются ли аф достаточным признаком аналитичности грамматического строя языка?
- 28. Морфологические и синтаксические свойства инфинитива.
- 29. Трансформационная модель предложения – порождающий синтаксис: причины появления, основные понятия и положения. Цели и задачи.
- 30. Классификация словосочетаний по ядерному элементу.
- 31. Лексикализация форм множественного числа. В чем сложность и проблематичность этого явления?
- 32. Правила компрессии слитно-сочиненных предложений
- 33. В чем проявляется относительная автономность и диалектическое единство морфологии и синтаксиса?
- 34. Преимущества современной трактовки категории числа существительных.
- 35. Традиционная концепция словосочетания и ее разновидности.
- 36. Система наклонений проф. Бархударова л.С.
- 1) Его изменения при сохранении того же самого корня (I go, he goes):
- 2) Чередования звуков в английском языке (I keep — I kept, child — children);
- 38. Проблема возвратного залога.
- 39. Недостатки модели членов предложения.
- 40. Понятие грамматики. Многозначность термина «грамматика». Типы научных грамматик.
- 41. Понятие аф в трактовке проф. Л.С.Бархударова. Преимущества и недостатки.
- 42. Дифференциальные признаки сложноподчиненных предложений. Основные инвариантные типы.
- 43. Что понимается под номинативным аспектом (функцией) предложения? в чем отличие номинативного аспекта предложения от аналогичного свойства словосочетания и слова?
- 45. Определите понятие модальности. Где она проявляется и каковы средства ее выражения?
- 47. Докажите, что "единичность (один)" не является дифференциальным признаком (значением) формы единственного числа.