21. Дифференциальные признаки лз и гз.
В лингвистике традиционно различают 3 содержательных типа языковых значений: лексические (ЛЗ), грамматические (ГЗ) и лексико-грамматические (ЛГЗ). Причем первые два - ЛЗ и ГЗ - считаются базовыми, или основными, а третий - переходным, промежуточным, что и закрепилось в его названии. Содержательные дифференциальные признаки, используемые для разграничения ЛЗ и ГЗ приводят к выводу о том, что различия между ними суть различия в отражаемых ими внешних явлениях (денотатах). Так, о ЛЗ говорят тогда, когда денотатами языкового отражения являются отдельные объекты и явления (или их совокупности) объективной (или вымышленной) действительности, такие как, например, предметы, состояния, действия, признаки. В случае, если объектом языкового отражения являются не сами предметы и явления, а обобщенные отношения, в которые они вступают как участники различных ситуаций объективной действительности, то речь ведут о ГЗ. Отсюда и реляционный характер ГЗ, а через них и грамматики в целом, в отличие от предметности или шире - субстанциональности ЛЗ. К сказанному о ГЗ следует добавить, что отношения между предметами и явлениями - не единственный объект отражения ГЗ; в этот ряд входят еще и признаки и свойства, общие для всего класса предметов и явлений, например длительность/не-длительность, прошедшее-настоящее-будущее для действий; единичность/множественность для предметов и т.д.
Различия между ЛЗ и ГЗ:
1. ЛЗ единичны и особенны (даже в случае синонимии языковых единиц), и потому они служат для разграничения лексических единиц внутри класса. Например, жилище, дом, изба, коттедж, лачуга, где каждый член синонимического ряда отличается от всех других и любого другого именно своим особенным, только ему присущим ЛЗ (которое, разумеется, содержит и общую для всего ряда сему).
ГЗ общи и реляционны (Реляционная модель данных (википедия)— логическая модель данных, прикладная теория, описывающая структурный аспект, аспект целостности и аспект обработки данных в реляционных базах данных) и служат для объединения языковых единиц в классы (так, все слова, имеющие значение прошедшего времени, объединяются в глагольный класс, значение степени сравнения - в класс прилагательных, падежа - в класс существительных и т.д.). Иначе говоря, например, значения настоящего времени - общие для всех глаголов предшествования независимо от их лексических различий.
2. ЛЗ и ГЗ по-разному относятся к мышлению: ЛЗ образуют материал мысли, т.е. мыслим мы понятиями или, грубо говоря, лексическими значениями и передаем ими информацию, или иначе: содержанием всякого общения индивидуумов являются лексические значения.
ГЗ не образуют материал мысли, а лишь придают готовому материалу (ЛЗ) оформленность и связанность. Отсюда ЛЗ часто называются основными или самозначащими, а ГЗ - сопутствующими, созначащими, формальными.
3. ГЗ, следовательно, являются несамостоятельными, т.к. не называют предмет мысли, но лишь сопутствуют лексическим значениям.
Несамостоятельность ГЗ проявляется в различных аспектах: а) они не могут быть определимы через сами себя, т.е. через какое-либо другое ГЗ; б) носитель ГЗ не является самостоятельным элементом высказывания, не выполняет самостоятельной синтаксической функции. Кстати сказать, этот признак в явной или неявной форме всегда лежал в основе выделения служебных слови их отграничения от знаменательных. ЛЗ вполне могут быть определены сами через себя: дом - жилое строение, сплю - нахожусь в состоянии сна и т.д.
4. ГЗ обязательны для данного языка, в том смысле, что они не могут не быть реализованы в речи, если они присущи данному языку. Например, сущ-е в рус. и англ. языках в речи должны обязательно реализовать одно из ГЗ категории числа; нельзя употреблять в этих языках существительные вне значений числа («ни в каком числе»).
ЛЗ не являются обязательными для данного языка, т.к. вместо одного ЛЗ можно воспользоваться другим, поскольку они интерпретируемы через себе подобные, что лежит в основе создания толковых словарей.
5. Ни одно ГЗ не существует в языке и речи изолированно от других. Так, в случае He runs fast мы наблюдаем целый пучок ГЗ: «ед.ч., наст. вр., изъяв. накл., неперфект, актив», где каждое отдельное ГЗ существует и комбинируется с другими и одновременно отличается от них.
Иначе говоря, ГЗ синкретны в языке и речи, что позволяет грамматическим знакам (формам) конденсировать (Конденсация (позднелатинское condensatio — сгущение, от латинского condenso уплотняю, сгущаю), переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твёрдое вследствие его охлаждения или сжатия), не смешивая, до 6-8 разнокатегориальных ГЗ. Синеретность ГЗ является не менее эффективным проявлением языковой экономии, чем многозначность и омонимия, т.к. не исчезает в речи.
ЛЗ существует с другими ЛЗ водном слове-знаке, т.е. существует в пучке в случае многозначного слова только в системе языка, в речи же языковая единица реализует только одно лексическое значение в зависимости от контекста.
6. Каждое отдельное ГЗ непременно является членом какой-либо оппозиции, т.е. обязательно противопоставляется и осознается в результате противопоставления. Например: ед.ч.: мн.ч.; наст.: прош.; предшествование: непредшествование и т.д.
ЛЗ в этом отношении не обязательно требует противочленов. Так, «белый» необязательно требует «черный», это может быть и «зеленый». Вот почему лексические значения не образуют строгой системы подобно грамматической. Системная организация лексических значений имеет «рыхлый», размытый характер.
- Теоретическая грамматика.
- 1. Основные строевые характеристики современного английского языка.
- 2. Принципы выделения грамматических категорий.
- 3. Классификация словосочетаний по зависимому элементу.
- 4. Сходства и различия между предложением и словосочетанием
- 5. Сходства и различия между наклонениями, выражающими нереальность действия.
- 6. Прагматическая семантика предложения. Коммуникативно-прагматические типы предложения.
- 7. Классификация морфем (морфов) с точки зрения значения, материального выражения и функции в слове.
- 8. Общелингвистические и специфические английские проблемы категории падежа.
- 9. Различные определения языка. Понятия системы и структуры языка.
- 10. Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений и правила их компрессии.
- 11. На каком основании и какую гк находит проф. А.И. Смирницкий в противопоставлении личных и неличных форм глагола? Какой член оппозиции считать маркированным и почему?
- 12. Проблема сложного предложения.
- 13. Разграничение омонимии «инговой» формы – герундий, причастие I, отглагольное существительное.
- 14. Докажите, что в английском языке нет грамматического взаимного залога.
- 15. Семантическая модель предложения – падежная грамматика ч. Филмора.
- 16. Парадигматическое и синтагматическое значения притяжательного падежа.
- 17. Предмет и проблематика современного синтаксиса
- 18. Приведите известные определения морфа и морфемы. В чем коренное различие между этими единицами. Приведите примеры морфемной и «морфной» омонимии.
- 20. Характер выражения числовых различий у местоимений.
- 21. Дифференциальные признаки лз и гз.
- 22. Разграничение языка и речи.
- 23. Точка зрения проф. Воронцовой г.Н. По вопросу языкового статуса «-‘s».
- 24. Дифференциальные признаки и структурные типы слитно-сочиненных предложений.
- 25. Дайте определение категории наклонения. Приведите аргументы «за» и «против» сослагательного II.
- 26. Проблема перфекта: вид, время или…?
- 27. Признаки аналитической формы слов (аф). Сходства и различия между аф и аналитической конструкцией. Являются ли аф достаточным признаком аналитичности грамматического строя языка?
- 28. Морфологические и синтаксические свойства инфинитива.
- 29. Трансформационная модель предложения – порождающий синтаксис: причины появления, основные понятия и положения. Цели и задачи.
- 30. Классификация словосочетаний по ядерному элементу.
- 31. Лексикализация форм множественного числа. В чем сложность и проблематичность этого явления?
- 32. Правила компрессии слитно-сочиненных предложений
- 33. В чем проявляется относительная автономность и диалектическое единство морфологии и синтаксиса?
- 34. Преимущества современной трактовки категории числа существительных.
- 35. Традиционная концепция словосочетания и ее разновидности.
- 36. Система наклонений проф. Бархударова л.С.
- 1) Его изменения при сохранении того же самого корня (I go, he goes):
- 2) Чередования звуков в английском языке (I keep — I kept, child — children);
- 38. Проблема возвратного залога.
- 39. Недостатки модели членов предложения.
- 40. Понятие грамматики. Многозначность термина «грамматика». Типы научных грамматик.
- 41. Понятие аф в трактовке проф. Л.С.Бархударова. Преимущества и недостатки.
- 42. Дифференциальные признаки сложноподчиненных предложений. Основные инвариантные типы.
- 43. Что понимается под номинативным аспектом (функцией) предложения? в чем отличие номинативного аспекта предложения от аналогичного свойства словосочетания и слова?
- 45. Определите понятие модальности. Где она проявляется и каковы средства ее выражения?
- 47. Докажите, что "единичность (один)" не является дифференциальным признаком (значением) формы единственного числа.