4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
Чтобы адресат (слушатель) правильно декодировал речь оратора, адекватно воспринимал её и был заинтересован в получении информации, речь выступающего должна обладать соответствующими коммуникативными качествами. К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя, относятся: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, информативность речи.
Точность речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и норм русского литературного языка. Если говорящий не употребляет слова в несвойственном им значении, правильно употребляет паронимы, омонимы, понимает и чувствует контекстную многозначность слова, его речь будет характеризоваться точностью.
Понятность речи связана с её действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного запаса языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости – это термины, профессионализмы, иностранные слова, не получившие широкого распространения.
Для того чтобы быть понятым, оратор должен соблюдать законы формальной логики. Первый закон логики – закон тождества – гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание», т.е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.
Второй закон логики – закон противоречия – сформулирован Аристотелем: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными».
Третий закон – закон исключённого третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное.
Закон достаточного основания: «Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание».
Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов»: значит, понимаете, собственно говоря, так сказать, вот, видите ли, да, так и т.п. Они не только засоряют речь, но и затрудняют её восприятие. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью.
Информативность речи – это одно из важных средств логического убеждения адресата в справедливости мыслей автора. Информационная речь содержит сведения, которые, по замыслу оратора, имеют новизну и поэтому представляют ценность для аудитории.
Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Богатство индивидуального словаря, который достигает 11-13 тысяч слов, даёт возможность разнообразить речь, придать ей точность и чёткость.
Выразительность речи усиливает её эффективность, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка. К ним относятся: пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова, тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), фигуры (антитеза, инверсия, повтор и т.д.) и многие другие риторические средства выражения мыслей (образ, рассказ, разъяснение, рафинирование, или обобщающий повтор, призыв, цитирование, перекрещивание, промедление, повышение напряжения, неожиданность, игра слов, намёк, описание, или парафраза, парадокс, постановка возражения, риторический вопрос и др.).
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1