Учебная рабочая программа
дисциплины Русский язык и культура речи
для подготовки дипломированных бакалавров и специалистов всех направлений
(заочная форма обучения)
Кафедра, обеспечивающая преподавание дисциплины, – кафедра русского языка и литературы
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.
Задачи курса:
Повышение общей речевой культуры.
Совершенствование уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
Формирование и развитие необходимых знаний о языке при профессиональном, научно-техническом и межкультурном общении.
Развитие навыков и умений в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научных работ.
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивается подготовка студента в области языка и культуры в учебной и профессиональной сфере, соблюдается связь со всеми изучаемыми дисциплинами (в письменной и устной форме), непрерывность в использовании школьных знаний, происходит знакомство со стержневыми проблемами лингвистики, стилистики, риторики, базовыми положениями современного языкознания, навыками и понятиями межкультурной коммуникации, обязательными для прочного усвоения всех изучаемых дисциплин и практического использования полученных знаний в решении коммуникативных задач.
2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
особенности письменной и устной форм делового и научного стиля;
нормы и правила невербальной коммуникации профессионального общения;
правила русского речевого этикета;
приёмы публичного выступления.
уметь:
составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию;
составлять частные деловые документы (заявление, доверенность, расписку, объяснительную записку, автобиографию и др.);
различать жанры деловых документов по назначению (деловые письма, контракты, отчётные документы и др.);
подготовить и провести публичное выступление, деловую и научную беседу, дискуссию; адекватно нормам научного стиля и требованиям речевого жанра оформлять результаты исследования, справочно-библиографический материал.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1