5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
Разговорная речь имеет ещё одну особенность – использование языка мимики и жестов, которые называются невербальными средствами общения. Учёные установили, что при общении преобладают жестикулярно-мимические средства. По подсчётам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов (зафиксировано их почти миллион). Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Мимика позволяет лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Каждый из участников беседы должен уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. В связи с этим рекомендуется изучить своё лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Чтобы мимика была выразительной, следует систематически произносить перед зеркалом разнообразные по эмоциональности фразы (печальные, весёлые, смешные, трагические, презрительные, доброжелательные), следить, как изменяется мимика и передаёт ли она соответствующую эмоцию.
Жестикуляция собеседника также может сказать о многом. В русском языке существует немало устойчивых выражений, называющих тот или иной жест и выражающих состояние человека: опустить голову; развести руками; погрозить пальцем и т.д. По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты, они условны. Но некоторые из них имеют вполне определённое значение, например, жест отказа – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперёд, сопровождаемые соответствующими фразами (Не надо, не надо, прошу вас).
Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются в разные стороны (Это совершенно разные темы…).
Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук (Давайте объединим усилия!).
Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер: кручение пальцем вокруг виска, что означает «из ума выжил». Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателя.
Лидер по натуре, здороваясь, подаёт руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх. Сжатые за спиной руки говорят об уверенности и превосходстве. Руки на бёдрах, широкая постановка ног – жест готовности, агрессии. Скрещенные на груди руки как бы создают заслон, ограждают человека от неприятностей. Кивок головой означает согласие, повороты головой влево-вправо – несогласие, махание кистью руки – прощание.
Указательные жесты обычно сопровождаются указательными местоимениями (тот, этот, там, тут, туда, сюда). Злоупотребление указательными жестами свидетельствует о недостаточной воспитанности человека, например, обращаясь к кому-либо с просьбой, показывают на него пальцем: «Ты (указательный жест), девочка, пересядь в первый ряд».
Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чём идёт речь, изображает, как выполнять то или иное действие: «Я забыла (показывает, как расчёсывают волосы) дома». Изобразительные жесты могут указывать и на бедность лексического запаса говорящего, на его повышенную эмоциональность, на неуверенность в том, что адресат всё понимает.
Символические жесты связаны с абстракцией, их содержание понятно только определённому коллективу. Поэтому человек, общающийся с представителями разных народов, должен знать эти тонкости. К символическим жестам относятся жесты прощания, приветствия, утверждения, отрицания, призыва к действию: пожатие рук, покачивание соединёнными ладонями, снять или приподнять шляпу, слегка наклонить голову, делать поклон.
Жесты, передающие волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досаду, недоумение, растерянность, замешательство, называются эмоциональными. Многие из них закреплены во фразеологических оборотах (развести руками; указать на дверь).
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они подчёркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», производят частые движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Механические жесты считаются производящими неблагоприятное впечатление на слушателя. Некоторые выступающие имеют привычку потирать кончик носа, дёргать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу и т.д.
К невербальным средствам относится и поза оратора. Умение принимать правильную позу в ситуации общения свидетельствует о профессионализме выступающего. Умение держаться перед аудиторией придаёт оратору уверенность, способствует установлению контакта с аудиторией.
Таким образом, то, о чём оратор говорит, заслуживает ровно столько уважения и доверия, сколько он сам вызывает своим внешним видом, создаваемым путём использования тех или иных (дополнительных к словесным или заменяющих словесные) невербальных средств передачи той или иной информации.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1