40. Понятие грамматики. Многозначность термина «грамматика». Типы научных грамматик.
1. ТЕРМИН «ГРАММАТИКА» Термин грамматика происходит от греческого слова grammatike, являющегося дериватом от слова gramma — «буква, написание». Согласно сложившейся лингвистической традиции данный термин используется для обозначения: а) грамматического строя языка; б) отрасли языкознания, изучающей этот строй; в) учебника, содержащего сведения об этом строе. В английском языке для маркировки различий между этими тремя значениями рассматриваемого термина используются артикли: определенный— для первого (the English grammar), отсутствие артикля — для второго (English grammar), неопределенный — для третьего (an English grammar). Речь, разумеется, идет о внеконтекстном, внеситуативном употреблении артиклей — в конкретной речевой ситуации артиклевая детерминация может быть совершенно другой, например: I didn’t like the English grammar you gave me yesterday — it’s too thick and difficult. Следует отметить, что в определенный период развития лингвистической науки существовала тенденция к довольно широкому толкованию термина «грамматика». Так, под грамматикой понимался не только грамматический строй языка, но и его фонетика — неслучайно один из четырех томов монографии «Сравнительная грамматика германских языков» озаглавлен «Фонетика» и посвящен описанию фонетического строя и закономерностей фонетических соответствий в древнегерманских языках. Более того, в европейской традиции, восходящей к античности, нередким было очень широкое понимание грамматики как искусства, точнее, искусства красноречия. Изредка термин «грамматика» употребляется метафорически в значении «правило, строй, закономерность вообще», например, в выражении «грамматика мысли".
2. РАЗДЕЛЫ ГРАММАТИКИ Как наука грамматика традиционно состоит из двух разделов — морфологии и синтаксиса. Морфология изучает словообразование и словоизменение. Объек- том морфологии как науки о словообразовании является морфоло- гическая структура слова, описываемая в таких терминах, как корень, префикс, флексия и т.д. Объектом морфологии как науки о словоизменении является парадигматика слова, то есть закономер- ности изменений его формы по имеющимся у него словоизмени- тельным категориям, например числа у существительных (table— tables), времени у глаголов (walk—walked), падежа у некоторых классов местоимений (he—him) и т.д. Синтаксис изучает теории словосочетания и теории предложения. Теория словосочетания рас- сматривает природу компонентов словосочетания, проблемы син- тагматики слова, типы синтаксических связей, типы словосочета- ний и др. Теория предложения представляет собой учение о струк- турных и коммуникативных типах предложения, способах связи между компонентами сложного предложения, типах придаточных предложений в рамках сложноподчиненных и др. Однако в последние десятилетия стали появляться и иные разде- лы грамматики, что связано с общим увеличением реестра линг- вистических объектов. Так, выделение в качестве объекта лингви- стических учений такого явления, как текст, вызвало появление грамматики текста, занимающейся анализом способов связи между предложениями, закономерностей структурирования пред- ложения в зависимости от его лингвистического окружения, ти- пологии текста и др. Осознание лингвистами существования тако- го феномена, как текст, изменило грамматику по крайней мере в двух отношениях: во-первых, возникла необходимость исследова- ния объектов надсентенциональной природы, то есть более круп- ных, чем предложение; во-вторых, стало очевидным, что и трак- товка традиционных объектов грамматической теории (падежей, артиклей, порядка слов и многих других) может и должна проис- ходить с учетом их принадлежности прежде всего тексту — имен- но с точки зрения и в рамках грамматики текста выявляются та- кие характеристики этих объектов, которые не могут быть истол- кованы в рамках традиционных морфологии и синтаксиса.
3. ТИПЫ ГРАММАТИК К настоящему времени более или менее отчетливо сложились следующие типы описания грамматической системы.
1. Описательные (дескриптивные) грамматики. Этот тип грамматик носит констатирующий характер, давая описание фактического состояния грамматической подсистемы данного языка. По грамматике такого типа можно судить о строе того или иного языка, о наличии в нем тех или иных грамматических категорий, частей речи и т.д.
2. Объяснительные (экспланаторные) грамматики. Этот тип грамматик нацелен на объяснение особенностей строя языка и носит в целом комментирующий характер. Экспланаторные грамматики носят преимущественно теоретический характер и, как правило, подчиняют всеохватность описания материала задаче его научного осмысления.
3. Синхронные грамматики. Эти грамматики описывают состояние грамматической подсистемы языка на определенном этапе его развития, делая как бы его горизонтальный срез. Таким образом, синхронная грамматика не всегда является современной: вполне возможны, например, синхронные грамматики древнеанглийского или среднеанглийского языка — главное, чтобы описание материала осуществлялось ахронично, то есть без учета фактора его исторического становления и дальнейшего развития в языке.
4. Диахронные (исторические) грамматики. Данные грамматики представляют собой описание грамматической подсистемы языка в динамике ее становления и изменения на основе, так сказать, ее вертикального среза. Диахронные грамматики выявляют тенденции, действующие в языке в течение длительных периодов его развития, позволяют увидеть корни грамматических явлений и делают возможным строить прогностические суждения о путях дальнейшего развития языка. Здесь следует сделать два важных замечания. Во-первых, деление грамматик на четыре типа относительно. Действительно, даже при решении задачи чисто описательного представления грамматической подсистемы языка лингвист не может полностью абстрагироваться от некоторого теоретического осмысления материала — ведь сам факт его отбора, распределения по соответствующим разделам, выбора терминологической системы для его описания и т.д. уже сам по себе является теоретически мотивированным и свидетельствует о том, что материал был, подвергнут хотя бы минимальной интерпретации. С другой стороны, никакая чисто объяснительная грамматика невозможна в принципе, ибо объясняется, комментируется и интерпретируется всегда конкретный языковой материал, поставляемый грамматикой описательного типа. Деление грамматик на синхронные и диахронные также нежестко: составители синхронных грамматик нередко практикуют спорадические экскурсы в историю рассматриваемых явлений, а составители диахронных грамматик так или иначе вынуждены фиксировать наличие системы грамматических явлений на определенном горизонтальном срезе языка, то есть в синхронии. Второе замечание касается «перекрещивающегося» характера приведенной выше классификации. Это означает, что любой из первых двух типов грамматик может совмещаться с любым из последних двух типов, и наоборот. Таким образом, возможны два типа описательных грамматик (синхронное описание и диахронное описание) и два типа объяснительных грамматик (синхронное объяснение и диахронное объяснение), равно как и два типа синхронных грамматик (синхронное описание и синхронное объяснение) и два типа диахронных грамматик (диахронное описание и диахронное объяснение).
- Теоретическая грамматика.
- 1. Основные строевые характеристики современного английского языка.
- 2. Принципы выделения грамматических категорий.
- 3. Классификация словосочетаний по зависимому элементу.
- 4. Сходства и различия между предложением и словосочетанием
- 5. Сходства и различия между наклонениями, выражающими нереальность действия.
- 6. Прагматическая семантика предложения. Коммуникативно-прагматические типы предложения.
- 7. Классификация морфем (морфов) с точки зрения значения, материального выражения и функции в слове.
- 8. Общелингвистические и специфические английские проблемы категории падежа.
- 9. Различные определения языка. Понятия системы и структуры языка.
- 10. Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений и правила их компрессии.
- 11. На каком основании и какую гк находит проф. А.И. Смирницкий в противопоставлении личных и неличных форм глагола? Какой член оппозиции считать маркированным и почему?
- 12. Проблема сложного предложения.
- 13. Разграничение омонимии «инговой» формы – герундий, причастие I, отглагольное существительное.
- 14. Докажите, что в английском языке нет грамматического взаимного залога.
- 15. Семантическая модель предложения – падежная грамматика ч. Филмора.
- 16. Парадигматическое и синтагматическое значения притяжательного падежа.
- 17. Предмет и проблематика современного синтаксиса
- 18. Приведите известные определения морфа и морфемы. В чем коренное различие между этими единицами. Приведите примеры морфемной и «морфной» омонимии.
- 20. Характер выражения числовых различий у местоимений.
- 21. Дифференциальные признаки лз и гз.
- 22. Разграничение языка и речи.
- 23. Точка зрения проф. Воронцовой г.Н. По вопросу языкового статуса «-‘s».
- 24. Дифференциальные признаки и структурные типы слитно-сочиненных предложений.
- 25. Дайте определение категории наклонения. Приведите аргументы «за» и «против» сослагательного II.
- 26. Проблема перфекта: вид, время или…?
- 27. Признаки аналитической формы слов (аф). Сходства и различия между аф и аналитической конструкцией. Являются ли аф достаточным признаком аналитичности грамматического строя языка?
- 28. Морфологические и синтаксические свойства инфинитива.
- 29. Трансформационная модель предложения – порождающий синтаксис: причины появления, основные понятия и положения. Цели и задачи.
- 30. Классификация словосочетаний по ядерному элементу.
- 31. Лексикализация форм множественного числа. В чем сложность и проблематичность этого явления?
- 32. Правила компрессии слитно-сочиненных предложений
- 33. В чем проявляется относительная автономность и диалектическое единство морфологии и синтаксиса?
- 34. Преимущества современной трактовки категории числа существительных.
- 35. Традиционная концепция словосочетания и ее разновидности.
- 36. Система наклонений проф. Бархударова л.С.
- 1) Его изменения при сохранении того же самого корня (I go, he goes):
- 2) Чередования звуков в английском языке (I keep — I kept, child — children);
- 38. Проблема возвратного залога.
- 39. Недостатки модели членов предложения.
- 40. Понятие грамматики. Многозначность термина «грамматика». Типы научных грамматик.
- 41. Понятие аф в трактовке проф. Л.С.Бархударова. Преимущества и недостатки.
- 42. Дифференциальные признаки сложноподчиненных предложений. Основные инвариантные типы.
- 43. Что понимается под номинативным аспектом (функцией) предложения? в чем отличие номинативного аспекта предложения от аналогичного свойства словосочетания и слова?
- 45. Определите понятие модальности. Где она проявляется и каковы средства ее выражения?
- 47. Докажите, что "единичность (один)" не является дифференциальным признаком (значением) формы единственного числа.