logo search
ГОСы

11. Методики поиска смыслов. Роль энциклопедии в интерпретации текста.

Формирование образа мира как энциклопедически представленного знания представляет собой систему, состоящую из трех составляющих: концептуальной, языковой и культурологичесокй. Это аспекты единой сущности, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга (У. Эко). В основе базовой части картины мира находится отработанное веками концептуальное представление мира, которое репрезентирует дискретные знания, представляющие собой сложную открытую систему, находящуюся в постоянном процессе перестройки и расширения – результат энергетического взаимодействия со средой.

В концептуальное представление знаний входит как остенсивный пласт опыта, так и косвенный, приобретаемый через текстовые формы информации.В результате образуется общая социокультурная система знаний. Знания-переживания имеют недискретноевоплощение и уходят корнями в личностный познавательный опыт индивида – личностные смыслы (Леонтьев).

Т.о., структура знания состоит из дискретных знаний и знаний переживаний.

Множественность интерпретаций текста возникает по причине разного жизненного опыта реципиентов. Г.И. Богин, подчеркивая неопределнность опыта, часто называл его мусорной корзиной. Интерпретация текста будет тем глубже и полнее, чем выше энциклопедизм познаний личности.

По Богину (опиравшемуся на систему мыследействования Щедровицкого), распредмечивающее понимание (поиск смысла) начинается в поясе мыслекоммуникации, затем следует обращение к поясу мыследействования – воспоминание личных переживаний в подобной, или близкой к ней, ситуации. Завершающий акт дискурсивной рефлексии отсылает реципиента в пояс чистого мышления, где возможен ответ, какова этико-нравственная составляющая данного фрагмента текста. Именно пояс чистого мышления завершает операции осмысления текста предположением о том, какой предельный смысл культуры опредмечен в тексте. Поэтому так важен энциклопедизм познаний.