Нормирование национальных литературных языков
Нормирование национальных литературных языков относится к сравнительно недавнему времени. Началом нормирования национальных языков можно считать орфографические своды, которые обычно создавались виднейшими издателями (например, Какстон в Англии). Другим видом утверждения нормы является издание школьных руководств по языку (например, "Азбуки" Ивана Федорова). Это начатки новых принципов нормирования, применяемых еще к донациональным языкам. Эти принципы отвечали тому, что национальные языки формируются вместе с книгопечатанием и во многом благодаря ему.
Национальные литературные языки в отличие от донациональных функционируют во всех сферах общения и осваивают новые сферы общения и новые жанры, такие, как научная, художественная, публицистическая литература, журнальные и газетные жанры. Поэтому национальные языки вытесняют классические из тех сфер общения, где они употреблялись во время сосуществования с донациональными литературными языками. Перечислим основные особенности создания норм национальных языков.
1. В силу развития новых языковых средств, появления новых сфер общения и жанров и объединения всех сфер общения одним языком создание нормы требует выбора опорного речевого обихода, прежде всего в устной речи.
2. При становлении нормы литературные тексты классического характера на национальном языке, как правило, отсутствуют и норма строится до появления новой литературы, но для нее. Классические литературные произведения на национальном языке отбираются и вводятся в обиход школы после установления нормы.
3. По-прежнему используется, где возможно, речевой обиход донациональных языков.
4. Принципы систематизации языковых явлений заимствуются из классических языков. Особенно это касается грамматики. Появление национальной академической грамматики на национальном языке может считаться моментом завершения построения нормы национального языка, а грамматики национального языка на классическом языке и грамматики классического языка на национальном - этапами создания нормы.
5. Грамматические и лексические нормы образуются путем сопоставления родного языка с иностранным.
6. Образуется теоретическое знание нормативного характера, освещающее структуру и историю языков, т.е. создается лингвистическая теория. Результаты теоретических разработок используются при нормализаторской деятельности.
При создании норм национальных языков основой речевого обихода, отражаемого нормой, становится устная диалогическая и ораторская речь. Понятие опорного речевого обихода изменяется: сначала это устная речь столицы в устах придворного круга лиц, затем устная речь столицы в устах образованного человека вообще. Понятие о носителе образцовой речи постоянно как бы демократизируется вслед за распространением просвещения. К началу XX в. образцовой признается обычно речь широких слоев интеллигенции, восходящая в основных способах фонации к говору исторической столицы или основного образовательного центра данного народа.
Однако образцовый речевой обиход образованных слоев в разных странах определяется по-разному. В Великобритании признается несколько речевых обиходов интеллигенции, смотря по характеру образования. Высшим считается оксфордский, по месту старейшего и самого авторитетного центра образования. Во Франции самым авторитетным признается речевой обиход Парижской Академии и в целом интеллигенции Парижа. В России образцовой считалась речь московской интеллигенции.
Начало XX в. и особенно 30-е годы отмечены оживлением в теории и практике нормирования. Появляются радио, кино, телевидение, развивается национальная и международная пресса. Эти средства массовой информации, охватывающие целые континенты, требуют строгости и нормативности речи для того, чтобы она была однозначно и быстро понимаема массами населения.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения