logo search
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).

Комплексный характер словообразовательной структуры производного слова.

Компоненты словообразовательной структуры как единицы описания системных словообразовательных отношений.

Понятие словообразовательной системы языка. Проблема разграничения «простых» и «комплексных» единиц словообразовательной системы.

Значение иерархических связей единиц словообразовательной системы.

Представления о классификационной системообразующей значимости комплексных единиц словообразования.

Формально-семантические специфика основных единиц словообразовательной системы (способа словообразования, словообразовательной категории, словообразовательного типа и словообразовательного гнезда).

16-18. Словообразовательная семантика как особый тип языкового содержания (6 часов).

Ономасиологическая структура деривата как моделирование его семантического своеобразия. Особенности семантической референции и стратификация значений производной лексики.

Словообразовательное значение в общей типологии языковых значений. Отличия словообразовательных значений от лексических и грамматических.

Явление фразеологичности (идиоматичности) семантики производного слова. Факторы идиоматичности в словообразовании.

Основания классификации словообразовательных значений.

Категориальная семантика производящего и производного слов и возможности ее конкретизации. Соотношение понятий «системное» и «функциональное» при описании семантики производного слова.

Типология словообразовательных значений. Отличия мутационных и модификационных словообразовательных значений. Явление транспозиции в словообразовании.

Виды словообразовательных значений с учетом межуровневых связей словообразования с лексикой и грамматикой. Основные уровни иерархической модели словообразовательного значения Янценецкой – Араевой.

Словообразовательный тип как единица организации словообразовательной системы. Определение словообразовательного типа в современной лингвистике. Формально-семантические характеристики дериватов одного словообразовательного типа. Функции словообразовательных типов.

Системные свойства словообразовательного типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности словообразовательного типа.

Морфонологические модели и семантические образцы как единицы описания системных свойств словообразовательных типов.

Семантическая структура словообразовательного типа. Основные уровни иерархической организации словообразовательного типа как семантической микросистемы.

Основания семантической классификации словообразовательных типов по соотношению производящего и производного слов (транспозиционные и нетранспозиционные словообразовательные типы), характеру деривации (словообразовательные типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации) и виду словообразовательного значения (модификационные, мутационные и “эквивалентностные” словообразовательные типы).

Словообразовательная парадигматика.

Морфонологическая асимметрия словообразовательных структур. Алломорфия суффикса как показатель формальных и семантических сдвигов в структуре словообразовательного типа.

Полисемия производного слова. Специфика реализации семантической структуры производного полисеманта. Функции мотивирующего и форманта в представлении семантики производного слова. Пути формирования производного полисеманта.

Синонимия производного слова. Семантические различия лексической и словообразовательной синонимии. Лексико-словообразовательный и словообразовательно-пропозициональный уровни представления семантических оппозиций синонимичных словообразовательных типов.