Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
Морфемный строй языка является относительно стабильным в определенный период своего развития. Однако в процессе исторической эволюции в структуре многих слов отмечаются разнообразные изменения: меняется степень и характер членимости основы слова, изменяются функции и статус морфологических единиц. Производное слово может изменить степень своей мотивированности и членимости, перейдя в корпус немотивированных (синхронически не производных) знаков, или, наоборот, первоначально непроизводные структуры могут развить лексико-словообразовательные связи, став дериватами высокой степени членимости и мотивированности.
Теоретические основы исследования данных динамических тенденций русского языка были заложены И.А. Бодуэном де Куртенэ, Н.В. Крушевским и В.А. Богородицким, «которые по существу первыми – и не только в русском языкознании – попытались детально и всестороннее разобраться в изменениях, происходящих в строении слова» [Шанский 1968: 178].
В трудах ученых Казанской лингвистической школы свое определение получили ведущие исторические процессы формирования систем морфологической деривации, а через их описание – было задано направление анализа порождающих (динамических) состояний языковой системы.
В теоретическом положении И.А. Бодуэна де Куртенэ о взаимообусловленности языковых процессов синхронии и диахронии содержалось развитие представлений В. фон Гумбольдта о языке как «порождающем организме».
В. фон Гумбольдт подчеркивал, что «помимо своих оформившихся элементов язык в своей гораздо более важной части состоит из способов (Methoden), дающих возможность продолжить работу духа и предначертывающих для этой последней пути и формы», поэтому «поистине в языке следует видеть не какой-то материал, который можно обозреть в его совокупности или передать часть за частью, а вечно порождающий себя организм, в котором законы порождения определенны…» [Гумбольдт 1984: 82, 78].
Согласно И.А. Бодуэну де Куртенэ, понятия «развития» и «эволюции» должны стать «основой лингвистического мышления» [Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 2: 17], ведь ««громадное большинство форм возникает в нашей психике благодаря не только простому воспроизведению усвоенного, но вместе с тем путем производства, творчества, путем решения своеобразной пропорции» [Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 2: 281]. «Пропорции» языкового творчества позволяют исследовать динамические тенденции развития и эволюции системы языка, синхронии и диахронии, процессы, которые пронизывают не только различные функциональные состояния (субстанции) единиц системы, но и выявляют причины динамики языка как исторически развивающегося и порождающего феномена. «Если язык следует считать особого рода знанием, то он вместе с тем может представляться, с одной стороны, действием, делом, с другой – вещью, предметом внешнего мира» [Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 2: 81]. «Язык не есть ни замкнутый в себе организм, ни неприкосновенный идол, он представляет собой орудие и деятельность» [Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 2: 140].
Применение общих теоретических положений о динамической природе языка к описанию фактов синхронии и диахронии в сфере индоевропейского словообразования, позволили школе И.А. Бодуэна де Куртенэ сформулировать основы синхронно-диахронного подхода к понятию языковых изменений, суть которого состоит в выявлении процессов исторической динамики с их непременной интерпретацией в перспективе относительно стабильных (синхронных) состояний системы: «Только после того, как мы ознакомимся с живою, доступною наблюдению действительностью, мы можем пускаться в догадки о прошлом и о будущем данного предмета» [Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 2: 132]. Именно с синхроническими фактами, отражающими логику эволюции структуры слова в диахронии, связано описание выделенных школой И.А. Бодуэна де Куртенэ основных процессов исторических изменений морфологической структуры слова. При этом, конечно, «необходимо рассматривать морфологический состав слов, как он чувствуется в современном языке, то есть статически», четко отграничивая это от исследования морфологических элементов тех же слов «с точки зрения исторической» [Богородицкий 1939: 173]
В трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского и В.А. Богородицкого были в полной мере охарактеризованы исторические изменения (1) морфемной членимости и (2) стратификации формы / значения единиц морфодеривационной структуры слова.
Н.В. Крушевским и В.А. Богородицким были развиты положения И.А. Бодуэна де Куртенэ о «сокращении темы в пользу окончаний» или «передвижении границ между окончанием и темой», а также его наблюдения «о нарастании последующих суффиксов за счет предшествующих или же за счет корня» и «нарастании корня за счет префикса» [Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 1: 160].
Н.В. Крушевским были рассмотрены эти случаи изменений морфемной структуры слова, названные им «морфологической абсорбцией», а позднее – «агрегацией» (поглощением одной морфемой другой), а также разграничены понятия «переинтеграции морфологических элементов» (смещение границ между образующими слово морфемами) и «интеграции слова» («сглаживание первоначального происхождения слова») [Крушевский 1883: 91, 128].
В.А. Богородицкому принадлежит детальное описания двух типов языковых изменений в морфемной структуре слова, обозначенных им ныне общепринятыми терминами «опрощение» и «переразложение» [Богородицкий 1935; 1939].
В русистике советского периода данная проблематика получила свое развитие в работах Н.М. Шанского, в которых ряд выделенных школой И.А. Бодуэна де Куртенэ процессов исторической морфемики (опрощения и переразложения) был существенным образом дополнен введением новых понятий языковых изменений – «усложнения» и «декорреляции».
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25