logo search
filologi_1_kurs / языкознание / рождственский

Мысль в риторической форме

Риторическая мысль является основной, исходной формой речевого выражения мысли. Мысль, выраженная в риторической форме, имеет три основные разновидности, которые по их отношению ко времени и к лицам речи(т.е. говорящему и слушающему) можно условно назвать так: предполагание, утверждение, научение.

Предполагание- это мысль о том, каким может стать тот или иной предмет речи. Это может быть мнение, интуитивное угадывание, научный прогноз, вывод о свойствах объекта, план и, наконец, указание или даже приказ о действиях. Во всех случаях мысль обращена к будущим событиям.

Утверждение- это мысль о событиях, имевших место в прошлом, результаты которых прямо или косвенно связаны с настоящим. Утверждение всегда содержит истолкование существа или отдельных сторон вещей или событий. Предметы мысли как бы узнаются с новой стороны. Сюда входят разного рода объяснения вещей, ситуаций и положений. Поскольку утверждение почти всегда касается предметов, уже объяснявшихся ранее, в него нередко включаются доказательства истинного и опровержения ложного. В описании различается данное ранее и новое. При утверждении прибегают к полемическому характеру выражения.

Научениесостоит в том, что слушающему сообщают знание, прививают навыки и добиваются усвоения знаний и навыков. При научении диалог почти обязателен. В диалоге происходит передача знания, опрос, ответ и извещение учащегося о результатах усвоения знания и навыков. Содержание речи в обучении имеет систематический характер. Высказвания относятся к действительности как бы вне времени, т.е. в них передаются объективные законы и правила, действующие всегда.

Формальное отличие предполагания, утверждения, научения друг от друга состоит в том, что утверждение и научение как виды речи всегда предполагают прямой или опосредованный переход к конкретным действиям, а предполагание необязательно должно завершиться таким переходом. Предполагание и утверждение обязательно соотнесены с конкретным моментом времени, а научение-не обязательно. Предполагание и научение не обязательно требуют перестройки отношения к действительности в действиях людей, тогда лак утверждение есть, по сути дела, переописание уже описанного, оно обязательно требует изменения отношения к действительности.

Признаки речи-мысли

Формы риторической речи-мысли

предполагание

утверждение

научение

Обязательность перехода к конкретным действиям

-

+

+

Обязательная отнесенность речи к конкретному моменту времени

+

+

-

Необязательность перестройки отношения к действительности в действиях людей

+

-

+

Предполагание, утверждение, научение как риторические формы речи-мысли были известны со времен античности. Аристотель (384 - 322 до н.э.) в "Риторике" поделил риторическую речь на три вида: совещательную, судебную и показательную. Терминология Аристотеля была связана с формами публичной речи в греческом полисе. С развитием родов, видов и разновидностей речи в риторической или предметно-практической устной и письменной речи принципиальное деление риторической речи на три части сохранилось. Сохранились и основные признаки такого деления, изменялись только их названия в связи с развитием форм прозаической речи.