logo search
Учебно-метод

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – газетно-публицистический (язык газеты); агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.); официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.); массово-политический (выступления на собраниях политического характера).

В свою очередь, каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь весьма ощутимы. К жанрам публицистического стиля относятся:

-очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни обычно с непосредственной их интерпретацией автором (стиль очерка должен быть взвешенным, спокойным, без особого выражения эмоций; объём средний);

статья – стилистически неоднозначный жанр, это может быть памфлет, очерк или результат совмещения того и другого;

заметка – краткое сообщение на актуальную тему;

эссе – общие или предварительные соображения по какому-то поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, непринуждённо, показывая свою индивидуальную позицию;

памфлет – произведение с злободневным социально-политическим обличением, с моментами сатиры;

прокламация – печатное воззвание агитационного характера или в форме листовки;

манифест – воззвание, декларация, обращение, содержащее программу и принципы деятельности организации, партии;

программа – изложение основных положений и целей деятельности партии, организации, правительства;

фельетон – острокритический жанр, сатирически или юмористически изображающий какое-то явление или лицо;

интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы;

репортаж – оперативное сообщение корреспондента о каком-либо событии, очевидцем которого является в момент сообщения.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного стиля.

Газета, являясь популяризатором знаний в области науки и техники, экономики и культуры, использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи.

Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей.

Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с целью достижения заранее предусмотренного эффекта.

Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основной более часто является письменная форма.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Он применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Информационная функция свойственна и другим стилям, например, художественному, но характер информации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение между художественным и документальным кинофильмами.

Воздействующая функция не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.

Жанрами публицистического стиля являются: выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен, как уже отмечалось, на газетных полосах – это партийные постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.

Выразительность газетной публицистики обусловлена ее агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования. Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью. С этими факторами связан конструктивный принцип публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии. В зависимости от преобладания стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте различают его подстили.