4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
Изучение морфонологии производного слова основывается на соотношении единиц морфонологии и словообразования.
В соответствии с общими задачами морфонологии, сформулированными Н.С. Трубецким [1967], различаются ее особые разделы: 1) парадигматика морфем, или морфофонемика (учение о звуковых изменениях, происходящих при сочетании морфем); 2) синтагматика морфем, или морфотактика (учение о сочетаемости морфем в пределах основы); 3) акцентуация основ [Поливанова 1976: 4]. Исследование этих сфер приводит к различным результатам в области словоизменения, с одной стороны, и словообразования, с другой.
Необходимость выделения отдельных отраслей морфонологической науки (словоизменения и словообразования) объясняется особым пониманием пределов морфонологического варьирования единиц, меньших чем слово. Так, если в словоизменении набор морфов, составляющий одну морфему, ограничивается парадигмой одного слова, то в словообразовании понятие одной морфемы ограничено морфами тех слов-дериватов, которые связаны отношениями словопроизводства и реализуют определенные словообразовательные типы [Попова 1975, 10]. Поэтому для словообразования актуальным является расширение задач морфонологии по сравнению с тем, как они были сформулированы Н.С. Трубецким [1967], что связано с изменением объекта исследования: вместо морфемы рассматриваются основа мотивирующего слова и словообразовательный формант.
В работах, посвященных исследованию современного словообразования, уже с середины 60-х гг. была осознана необходимость выделения особой отрасли знания, которую составили бы проблемы формального выражения и устройства деривационного акта [Толстая 1982]. Возникнув на стыке морфонологии и дериватологии, активно разрабатываемое в рамках различных языковедческих парадигм от традиционных грамматик до генеративной лингвистики это лингвистическое направление оформилось в учение о словообразовательной (деривационной) морфонологии.
Согласно общепринятой точке зрения, словообразовательная морфонология «рассматривает особенности фонемного строения слова, релевантные в словообразовательном отношении» [Нещименко 1980: 33]. Фонологические характеристики порождения мотивированных слов входят в систему деривационных средств создания вторичных знаков. Центром проблематики словообразовательной морфонологии, по определению В.В. Лопатина, является проблема формальных видоизменений основы мотивирующего слова в структуре слова мотивированного [Лопатин 1977: 111].
Еще Р. Якобсон, развивая идею Н.В. Крушевского о двух типах ассоциаций (по сходству и смежности), проводил разграничение между возможными реализациями ассоциативной связи по сходству, существенной для словообразования и морфонологии. Суть этого разграничения заключается в том, что в словообразовании связь по сходству приводит к образованию лексических гнезд, а в морфонологии – к фонематическому сходству строения морфем: «...существуют определенные модели, определенные структурные типы распределения и выбора фонем в корнях, с одной стороны, и в префиксах или словообразовательных и словоизменительных суффиксах, с другой стороны» [Якобсон 1965: 336; 1985а].
Определение объема формальных видоизменений морфонологического характера, существенных для словообразовательной системы, связано с сопоставлением производных одного словообразовательного ряда.
Морфонологические явления, маркируя соответствующую грамматическую (словообразовательную) оппозицию мотивирующего и мотивированного слов, способствуют грамматической дифференциации и расподоблению словообразовательных рядов, в которых выделяются морфонологически значимые части грамматических соответствий. Именно поэтому морфонологические характеристики существенны в качестве практической основы исследования закономерностей словообразования, они поддерживают и усиливают соответствующие грамматические оппозиции, отражают иерархию этих оппозиций и различных категорий слов [Stankiewicz 1966: 499, 505].
Традиционными аспектами морфонологии в словообразовании являются аспекты изучения фонологической структуры деривационных морфем и морфонологических характеристик словообразовательных моделей, высвечивающих роль того или иного чередования в различных словообразовательных типах. «Проблемы морфонологической и словообразовательной вариативности, – пишет Ж.Ж. Варбот, – тесно связаны с проблемами (соответственно) морфонологического преобразования и преобразования словообразовательной структуры лексемы» [Варбот 1980: 2] (см. также [Варбот 1973]).
Осознание важности морфонологически маркированных форм в процессе изучения других языковых уровней составляет суть функционального подхода к морфонологии, принципы которого последовательно сформулированы в совместной монографии Е.С. Кубряковой и Ю.Г. Панкраца «Морфонология в описании языков» [М., 1983]. По мнению авторов, морфонологические характеристики определяют черты фонологического строения слова, которые обнаруживаются при анализе слова в составе грамматических оппозиций и сигнализируют о принадлежности образующих его морфем к тому или иному классу [Кубрякова, Панкрац 1983: 19]. Например, чередование заднеязычных фонем с шипящими маркирует различие между первичной (исходной) и вторичной (производной) основами, указывая на направление отношений производности, - ср.: рук-а ~ руч-к-а, ног-а ~ нож-к-а, диалект. мох ~ мош-ник и др. Поэтому функциональный подход к морфонологии связан с воссозданием процесса конструирования всех морфонологически маркированных форм одного словообразовательного ряда; с установлением закономерностей распределения разных морфов одной морфемы по разным морфонологически релевантным позициям, что, в свою очередь, связано с выводимостью одной формы из другой и установлением иерархии зависимостей в строении морфемы, объединяющей определенную совокупность морфов [там же: 28].
Изучение фонологической структуры морфемы и определение правил выбора ее репрезентантов означает для морфонологии «описание фонологического состава морфем разных типов, и, главное, описание тех преобразований фонологического облика морфемы, которые происходят при ее вхождении в ту или иную морфологическую структуру и которые не являются продиктованными фонологическими правилами подобного объединения» [Кубрякова 1980: 8].
Современные исследования, так или иначе связанные с проблематикой словообразовательной морфонологии, основное внимание уделяют определению значимости морфонологических процессов для словообразования, изучению выполняемых морфонологическими явлениями деривационных функций, анализу специализации функций морфонологических единиц в дериватологии [Телегин 1970; Тихонов 1971; 1974; Чурганова 1973; Поливанова 1976; Лопатин 1976; 1977; Им 1977; Бесценная 1980; Нещименко 1981; Зубкова 1986; 1988; 1991; Зуева 1986; Андрюшина 1988; Кожевникова 1988; Палеева 1988; Колосова 1990; Шарыгина 1989; Русак 1990; Питкевич 1991; Попова 1992; Баширова 1994; Толстая 1994; 1998; Ващекина 1995; Антипов 1997; 2001 и др.].
Особым разделом словообразовательной морфонологии является фонологический аспект анализа единиц морфонологии, состоящий в выяснении классов фонем, участвующих в строении деривационных морфем; того, какие классы фонем оказываются вовлеченными в систему морфонологических чередований; одинаковы ли позиции чередований в структуре морфем и какие именно позиции затронуты чередованиями; какова корреляция между деривационной структурой слова и его акцентно-слоговым контуром [Чурганова 1973; Абдалян 1978; Ильина 1980; 1991; Зубкова 1984; 1988; Каленчук 1986; Бархударова 1987; Андрюшина 1988; Попова Е.Н. 1990; Сухопар 1991; Попова М.Т. 1992; Ващекина 1995 и др.].
Другим важным аспектом современной морфонологии является типологическое изучение близкородственных языков и диалектов, приобретшее значение в последние десятилетия [Stankiewicz 1963; 1966; Бромлей, Булатова 1965; 1972; Аронсон 1974; Бернштейн 1974; Попова 1975; 1978; 1979; 1981; 1984; Ананьева 1979; Панкрац 1980; Кубрякова, Панкрац 1983; Славянская морфонология 1987; Русак 1990; Толстая 1992; 1994; 1998; Антипов 1997 и др.].
Эти и другие вопросы словообразовательной морфонологии успешно решаются в настоящее время на материале разных языков и рассматриваются в общем контексте проблем морфемики, предмет которой составляют морфемные структуры разных типов, в их отношении друг к другу и к слову в целом. Поэтому представление объекта словообразовательной морфонологии, как его определяет В.В. Лопатин, включает изучение 1) звуковых изменений, связанных с сочетаемостью значащих единиц языка, меньших чем слово (чередование фонем в пределах морфемы - в разных ее формах; усечение и наращение основ; в языках с подвижным ударением - ударение в его морфематической функции); 2) типов (моделей) фонологической структуры морфов разных классов и морфной структуры словоформ (слов) [Лопатин 1990: 313].
Различные исследования русского словообразования в морфонологическом аспекте базируются на описании всех разновидностей морфонологического варьирования мотивирующего и мотивированного слов и четком определении круга основ, маркированных / немаркированных морфонологически.
Анализ морфонологически маркированных производных слов предполагает изучение функций морфонологических процессов и условий их существования в системе, что расширяет объекты морфонологического описания до морфонологии словообразовательных пар, цепочек, гнезд, типов. Так, например, анализируя морфонологически обусловленные чередования в словообразовательном гнезде, Ю.Г. Панкрац определяет следующие функции чередований в случаях типа рыбак ~ рыбач-к-а; рыбац-к-ий и др.: 1) маркирование производных слов от производящих; 2) направление словообразовательной производности; 3) предотвращение омонимии в формальной структуре деривата [Панкрац 1982]. Расширяя сферу морфонологически маркированной лексики в словообразовательном гнезде, М.Ю. Зуева квалифицирует изменения на морфемном шве у слов одного словообразовательного гнезда (чередования, усечения основы, наращения, мена ударения) как средства, сопровождающие и координирующие деривационный акт, и выводит морфонологические типы, образуемые набором и распределением морфонологических средств того или иного гнезда [Зуева 1985; 1986].
Функции морфонологических процессов словообразования заключаются не только в их способности регулярно или нерегулярно различать мотивирующие и мотивированные основы, но и маркировать отдельные модели деривации, отмечая наиболее продуктивные из них. Поэтому «анкетные» сведения по морфонологии служат критерием системной продуктивности словообразовательных структур[Антипов 1997].
Реализация морфонологических процессов в системе словообразования отличается обычно регулярным характером, однако нередко сопровождается и различного рода сдвигами в степени регулярности (ср. диалект.: медвед-ник, медвеж-ник, медвед-ин(а), медвеж-ин(а) и др).
Таким образом, выделяются определенные закономерности функционирования морфонологически маркированных словообразовательных структур.
1. Морфонологические признаки производного слова отражают динамику этого класса языковых форм, что проявляется в формировании у слов, принадлежащих одной или нескольким деривационным историям, разнообразных морфонологических «помет», маркирующих процессы деривации.
2. Морфонологическая маркированность дериватов создается не только за счет регулярного проявления в их структуре альтернирующих сегментов, но и благодаря нарушению морфонологических правил, что создает прецедент взаимодействия фузионных и агглютинативных структур в языке.
3. Морфонологические процессы, указывая на направление отношений производности, дифференцируют словообразовательные структуры, большие чем слово (словообразовательные типы и гнезда).
4. Разграничивая первичные и вторичные основы, морфонологические процессы маркируют деривационное противопоставление мотивирующих основ и словообразовательных формантов.
Результатом описания морфонологических процессов является морфонологическая модель той или иной единицы словообразования, ее формальная структура, те морфонологические особенности, которыми характеризуется деривационный акт, представляя в языковых формах «результат взаимодействия множественности словообразовательной структуры и соответствующих морфонологических характеристик, формирующих фонетических облик слова, его акцентно-слоговую структуру» [Методические рекомендации 1990: 115].
Морфонологическая модель как схема сопоставительного описания морфонологии [Макаев, Кубрякова 1967: 31; Земская 1973: 192-193; Зуева 1986: 98; Славянская морфонология 1987: 5; Методические рекомендации 1990: 116; Антипов 1997: 18-19] обобщает информацию об альтернировании морфов в границах мотивирующего слова, с одной стороны, и в границах словообразовательного форманта, с другой.
В пределах морфонологической модели обобщаются сопровождающие деривационный акт морфонологические преобразования: нелинейные и линейные морфонологические процессы, фиксируемые благодаря оппозициям мотивирующего и мотивированного слов. В результате отражается парадигматическая природа функционирования морфонологических явлений в дериватологии.
Морфонологическая модель включает, таким образом, характеристики акцентной, слоговой и фонематической структур производного слова, формирование которых происходит за счет действия процессов, происходящих на морфемном шве.
- Содержание
- Рабочая программа
- Пояснительная записка.
- 2. Тематическое планирование.
- 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс. Содержание дисциплины
- 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).
- 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).
- 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).
- 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).
- Практические и семинарские занятия
- 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).
- 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).
- 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).
- Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной учебной литературы
- Дополнительная литература
- Вопросы к экзамену
- Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Учебно-методические материалы Учебное пособие «Актуальные проблемы русского словообразования» Оглавление
- История формирования предметной области и актуальные направления
- Глава 2. Словообразовательная морфемика: основные единицы описания морфемной структуры производного слова
- Глава 3. Освещение проблемы членимости слова в русистике. Понятие шкалы членимости
- Глава 4. Исторические изменения морфемной структуры производного слова: членимость и стратификация единиц
- 1. Исторические изменения морфемной членимости слова.
- 1. Первая ступень опрощения представлена в словах «с прозрачным морфологическим составом, от которого, однако, реальное значение более или менее удалилось, например, забыть, намерение, голик и т.Д.».
- 2. Изменения в характере стратификации единиц морфодеривационной структуры слова.
- Литература
- Глава 5. Словообразовательная морфонология
- 1. Определение задач морфонологии в современном языкознании.
- 2. Морфонологическая структура слова и единицы ее системного описания: понятия морфонемы и субморфа.
- 3. Морфонология в системе языка.
- 4. Предметная область словообразовательной морфонологии.
- 5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- 6. Функции словообразовательной морфонологии.
- Глава 6. Внутренняя форма слова и его словообразовательная мотивированность
- Глава 7. Семантика производного слова: проблемы и аспекты изучения
- 1. Семантика производного слова в свете теории ономасиологического словообразования.
- 2. Задачи когнитивного описания семантики производного слова.
- 3. Феномен идиоматичности семантики производного слова.
- Идиоматичность – «показатель моделирования»?
- Идиоматичность – «феномен мотивированности»?
- Литература Основная
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 2 Формально-семантические свойства производного слова
- Литература
- Практикум
- Занятия 3-4 Словообразовательная морфемика
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 5 Членимость и производность
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 6 Исторические изменения морфемной структуры слова
- Литература
- Практикум
- Занятие 7 Словообразовательная морфонология
- Литература
- Толстая с.М. Морфонология в структуре славянских языков. М., 1998. Гл. 3.
- Практикум
- Коллоквиум 1 Актуальные проблемы русской морфонологии
- Занятие 8 Внутренняя форма производного слова и его мотивационные характеристики
- Литература
- Дополнительная
- Практикум
- Занятие 9-10 Словообразовательная семантика
- Литература
- Дополнительная
- Янценецкая м.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979. Практикум
- Занятия 11-12 Единицы представления деривационных отношений (1): Способы словообразования
- Литература
- Практикум
- Занятия 13-14 Единицы представления деривационных отношений (2): Комплексные единицы словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Занятие 15 Асимметрия производного слова как отражение динамики словообразовательной системы
- Литература
- Практикум
- Коллоквиум 2 Когнитивное словообразование
- Словарь терминов
- 2. Дериватология
- Экзаменационные материалы Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 2
- Экзаменационный билет № 3
- Экзаменационный билет № 4
- Экзаменационный билет № 5
- Экзаменационный билет № 6
- Экзаменационный билет № 7
- Экзаменационный билет № 8
- Экзаменационный билет № 9
- Экзаменационный билет № 10
- Экзаменационный билет № 11
- Экзаменационный билет № 12
- Экзаменационный билет № 13
- Экзаменационный билет № 14
- Экзаменационный билет № 15
- Экзаменационный билет № 16
- Экзаменационный билет № 17
- Экзаменационный билет № 18
- Экзаменационный билет № 19
- Экзаменационный билет № 20
- Экзаменационный билет № 21
- Экзаменационный билет № 22
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Экзаменационный билет № 25