Языковые средства в публицистическом стиле
Лексические особенности публицистического стиля. Живость языка публицистического стиля обусловлена преимущественно использованием разговорных слов и выражений, например, тишь и гладь; орава (вместо «толпа»); загораться (вместо «увлекаться») и т.п.
Язык публицистики с достаточной степенью полноты отражает все явления, происходящие в общем литературном языке, в том числе и новые, и немного найдется слов, выражений или конструкций газетного подстиля, которые не могли бы использоваться в других стилях литературного языка. Поэтому трудно назвать те слова, выражения, словоформы и конструкции, которые употреблялись бы только в публицистике.
Как типичные газетные обороты речи воспринимаются такие словосочетания, как ветераны труда, маяки производства и др.; их не употребляют или почти не употребляют в разговорном или научном стиле литературного языка.
Наиболее специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика и фразеология. Именно с ней связано само формирование публицистического стиля.
Общественно-политическая лексика (приватизация, гласность, равенство, равноправие, патриотизм, демократия, конституция и др.) настолько органично входит в словарь публицистического стиля, что этот разряд слов целиком включается в публицистическую лексику.
Публицистический стиль постоянно обогащается новыми словами и выражениями (холодная война, выйти на орбиту, разрядка напряженности и др.), интернациональной политической лексикой (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, конверсия, презентация и др.) и научной терминологией, быстро выходящей за рамки узкоспециального употребления (виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.).
Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия, слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе: финансовое оздоровление, альтернативные выборы, баланс интересов, новое политическое мышление и др. Закрепляются в нем необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы: бархатная революция, сторонник шелкового пути, финансовый кризис и другие.
Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише – это, например, такие выражения, как коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви российской власти и т.д.
Следует различать речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, и речевые штампы, которые, как правило, не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение, – это шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску и возникшие под влиянием официально-делового стиля: в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п.; универсальные слова, используемые в самых различных, часто слишком широких, неопределенных значениях: вопрос, ряд, отдельный; слова-спутники: проблема (нерешенная, назревшая), мероприятие (проведенное) и т.д. Становясь штампами, такие сочетания утрачивают экспрессивно-оценочное звучание, лишая речь живых красок.
В материалах на международные темы достаточно часто употребляются слова с негативной оценкой, часто стилистически сниженные: политика агрессии и провокаций, наемники колониализма.
Для публицистического стиля характерно употребление социально окрашенных слов-синонимов: пушечное мясо, банда наемных убийц.
Отличительной чертой публицистического стиля, получившей в дальнейшем широкое развитие, является необычность лексической сочетаемости, т.е. сочетание слов, несовместимых по своей семантике или эмоционально-стилистической окраске: проповедник кнута, апостол невежества и др.
Морфологический строй публицистической речи имеет свою специфику. Среди словообразовательных моделей известной продуктивностью отличаются некоторые отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ние.
Многие из них используются в том случае, когда публицистика выполняет информационную функцию: сотрудничество, управление, доверие; и другие, содержащие эмоциональную или социальную оценку с функцией воздействия: непримиримость, единство.
Довольно часто встречаются образования с русскими и старославянскими приставками, называющие общественно-политические понятия: межпартийный, всеобщий, общеизвестный, сверхмощный и т.п.
Активно используются интернациональные словообразовательные суффиксы (-а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и иноязычные приставки – обычно в словах общественно-политического характера (анти-, архи-, гипер-, дез-, про-, контр-, пост-, транс- и др.): агентура, расист, диверсант, контрмеры, прозападный, дезинформация, архиреакционный, посткоммунистческий, гиперинфляция, трансъевропейский и т.п.
Распространены образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами типа –щина, -ичать, ультра-: бытовщина, важничать, ультраправый, а также слова, образованные путем сложения: общественно-политический, социально-экономический.
Книжную окраску получают прилагательные, образованные с помощью иноязычных основ: фотогеничный, диссертабельный, биогенный.
Часто употребляются сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский и др. В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ЧП, ГКЧП и сокращения слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (эксклюзивный) и др.
Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно в заголовках: «Правые готовятся к атакам».
Формы возвратно-среднего и страдательного залогов глагола, связанные с информационной функцией, способствуют объективности изложения: политические страсти накаляются; кладовые резервов открываются. Очень активны формы страдательного причастия прошедшего времени: меры приняты; переговоры завершены.
Для жанра репортажа и близких к нему жанров характерно употребление настоящего времени глагола, так называемого настоящего репортажа, обусловленного тем, что автор является очевидцем или даже участником описываемых событий.
Синтаксис публицистического стиля. Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: инверсию (необычный порядок слов), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).
Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Кроме того, они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию. В заголовках и зачинах текста зачастую используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не употребляются в других стилях: Мир тебе, планета! Учить дисциплине! Зачины: Можно ли планировать прошлое?
Своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.
Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю.
Синтаксис рекламных текстов, которые могут быть размещены и на плакатах, и на этикетках, и на клеящей ленте, рассчитан на быстрое восприятие; поэтому он прост, в нем используются номинативные, неполные предложения, обращения, побудительные конструкции, однородные члены предложения, характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений, которые подчеркивают «призывность» рекламы.
Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи и др. К самым распространённым способам изложения материала относятся: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, исторический, концентрический методы и метод аналогии. Описание (словесное изображение, перечисление признаков объекта), повествование (последовательность различных действий), рассуждение (словесное изложение, разъяснение и подтверждение мысли) – самые предпочтительные типы речи, используемые в публицистическом стиле.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1