logo search
ГОСы

26. Риторика в современной научной ситуации. Проективное мышление (генерирующее идеи). Риторическая модель.

Эллинистическая риторика (в Риме сложилась ко времени Цицерона) делилась на 5 частей:

  1. Инвенция(в латинской терминологии — inventio, букв. «нахождение», «обретение») — систематизация речи и используемых в ней аргументов. В классике инвенция означала не «креативность», т.е. не создание предмета обсуждения «из воздуха», изобретение идеи perse, а работу надуже имеющимся предметом (например, судебным случаем) — в направлении отыскивания в этом предмете ключевых аргументов, тем, проблем и т.д.

  2. Диспозиция (dispositio, букв. расположение <материала>) — «план выступления». У римлян диспозиция стандартно представлялась состоящей из 6 частей: вступление (по-русски иногда «эксордий»), изложение, пропозиция (постулирование сущности, в отношении которой существует консенсус, и сущности, в отношении которой существует контроверза; из констатации противопоставления этих сущностей указанная часть диспозиции также называлась divisio, «деление»), доказательство (своего взгляда), опровержение (противного взгляда) и заключение. В латинской терминологии, соответственно, exordium, narratio, propositio, confirmatio, refutatio и conclusio.

  3. Словесное выражение (elocutio, букв. «красноречие») — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах— всего того, что формируетстильречи.

  4. Запоминание (memoria, букв. «память»).

  5. Преподнесение (pronuntiatio, букв. «произнесение») — техника преподнесения материала, приёмы ораторской речи, придающие ей убедительность для слушателей.

В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать слушателей, собеседников, сколько с целью воздействовать на них: убедить, разуверить, склонить на свою сторону. Во всех развитых странах мира слово, речь – это важнейший резерв социально-экономического развития. Именно поэтому особое положение среди гуманитарных наук в США занимает сейчас современная риторика, которая является предметом государственной идеологии. В Японии, например, возникла своя риторическая теория, получившая название теорияязыковогосуществования. Она изучает формы речевого общения между людьми, правила речевого поведения человека. На возрастание роли риторики в современном мире оказывает воздействие развитие в обществе демократии и свободы слова, а также формирование в обществе социально-психологического стереотипа доверия к слову. Вот почему в 21-м веке и в России начался «риторический Ренессанс» – возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Таким образом, современная риторика – это теория и мастерство эффективной, т.е. целесообразной, гармонизирующей речи. К числу общественных задач риторики не относится обучение технике манипуляции общественным мнением.

Основные задачи риторики:

- научить быстро воспринимать речь (когда это умение развито, оно играет роль щита или фильтра и не позволяет себя увлечь или обмануть, сбить на деятельность, невыгодную ни себе, ни обществу);

- научить изобретать и строить свою речь в соответствии с обстоятельствами (важно не только грамотно и последовательно строить речь, производя отбор лексики и грамматических конструкций, но и уметь изобретать содержание речи);

- научить создавать монологи, вести диалоги, полемику.

Сферой применения риторики является монологическая речь.

Особый раздел риторики – оратория – это теория и практика публичной речи. Другой раздел – теория и искусство ведения спора – основыполемическогомастерства.

В отечественной традиции принято также говорить об изображении (=инвенция), расположении (=диспозиция), изложении (=элокуция), запоминании и произнесении. Последние два раздела связаны с техникой реализации "звучащего" текста в конкретной деятельности оратора. Первые три раздела составляют основу главной риторической схемы. Инвенция может называться также поиском аргументов; диспозиция — поиском порядка аргументов; элокуция — словесной "реализацией" текста. Таким образом, в риторике формулируется базовый алгоритм речевого акта, лежащий в основе речевой деятельности. Все современные концепции речи как деятельности (в наиболее ярко выраженном виде это относится к лингвистической прагматике) имеют в своей основе риторику и в той или иной степени используют – осознанно или нет – фундаментальные риторические построения или элементы этих построений для углубления теоретических представлений о речевой деятельности.