Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия. Так, лингводидактика английского языка создала особый тип словаря - толково-энциклопедический словарь, где объяснение значения слова дается вместе с самым кратким энциклопедическим истолкованием. В этом словаре сочетаются нормативные и лингводидактические задачи. Такова традиция, например, словарей Мэрриэм-Вебстер. Такова же традиция и французской лексикографии в словарях Лярусс. По-разному идет распространение и стилевая организация норм произношения. В одних традициях письмовникам уделяется большее внимание, в других - меньшее.
Японская теория языкового существования представляет собой сочетание нормативных принципов и лингводидактического описания из специально сформулированных правил общей и частной риторики. Такое объединение составляет специфическую особенность японской культуры речи*. Опубликовано множество работ по статистическому изучению использования единиц языка в речи, социальной статистике речевой нагрузки населения, истории применения языка в разных стилях речи, истории стилей и т.п.
*(См.: Неверов С.В. Основы культуры речи современной Японии. (Теория языкового существования). М., 1982.)
Изучение мирового опыта лингводидактики составляет одну из проблем общего языкознания. Безусловно, общая лингводидактика не случайно получила в ряде филологических культур особое название: культура речи, языковое существование. Это новая прикладная лингвистическая наука со своим методом и своей теорией, "выросшая" из фундаментальных и нормативных лингвистических исследований и органически развившаяся из школьной лингводидактики.
Опираясь на опыт школы, общая языковая дидактика выработала свой предмет - литературный язык в его стилистическом применении. Поэтому не случайно, что многие работы по лингводидактике имеют как бы вид словарей. Так, основным лингводидактическим пособием, раскрывающим применение правил орфографии, является орфографический словарь, пособием по орфоэпии - орфоэпический словарь. Стилистическая грамматика рассматривает грамматическую систему лишь как фон для своих построений, правила же излагаются как отдельные статьи, т.е. напоминают словарь. Стилистическая лексикография состоит из словарных жанров. Словарная форма построения диктуется самим предметом общей лингводидактики: необходимо объяснить норму стилевого использования единицы языка. Каждая единица стилистически индивидуальна, поэтому приходится давать списки единиц и соответствующий комментарий к каждой единице.
Теоретические разработки по лингводидактике, связывающие норму с индивидуально-стилевым использованием языка, предназначены для специалистов. Результаты этих разработок формулируются в словарной форме как собственно прикладное описание языка. С другой стороны, общая языковая дидактика по-новому определила вопросы воспитания правильности речи. О.С. Ахманова ввела в лингводидактику понятие ортологии языка. Термином "ортология языка" определяется правильное использование нормативно правильных единиц языка. Ортология языка, как считает Ахманова, была присуща речевой деятельности всегда, но только с появлением общей лингводидактики стала самостоятельным предметом исследования [2].
Исследования ортологии языка имеют два плана. Один план - анализ внутренних системных отношений детализирование разработанных единиц языка. Буквы, звуки, слова, грамматические формы описываются так, что каждая единица показывается через системные отношения с другими единицами в процессе ее использования в речи. Этот уровень детализации описания системы языка впервые был достигнут лингводидактикой. Другой план лингводидактики - анализ пользования языком. Теоретики культуры речи обращали внимание прежде всего на этот план, так как он позволяет зафиксировать реальные общественные процессы применения языка. Этот анализ связан с социологией языка.
- Оглавление
- Часть 1. Языковая деятельность 7
- Часть 2. Предмет и метод языкознания 57
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования 113
- Часть 4. Прикладное языкознание 156
- Предисловие
- Часть 1. Языковая деятельность Лекция 1. Проблема происхождения языка Логосическая теория происхождения языка
- Доктрина "Общественный договор"
- Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
- Трудовая теория происхождения языка
- Рекомендуемая литература
- Лекция 2. Общественная сущность языка Акты общения
- Родные и неродные языки. Номенклатура языков
- Классы языков как отражение структуры общества
- Данные языкознания для изучения этнической истории
- Данные языкознания для изучения истории культуры
- Данные языкознания для изучения семиотики
- Язык как общественное явление в свете классификаций языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку Знаковый характер языка
- Осмысление высказываний
- Формы мысли в речи
- Мысль в риторической форме
- Мысль в поэтической форме
- Мысль в логической форме
- Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
- Отношение мысли к языку (языковое мышление)
- Рекомендуемая литература
- Часть 2. Предмет и метод языкознания Лекция 4. Язык как система знаков Языкознание - гуманитарная наука
- Предмет филологии
- Предмет языкознания
- Языковые факты в языкознании
- Отбор языковых фактов
- Единицы и категории лингвостилистики
- Язык как система языковых подсистем
- Язык как система знаков
- Место системы языка среди других систем
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка Выделение единиц языка
- Понятие ярусов языковой системы
- Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
- Проблема сочетаемости языковых единиц
- Рекомендуемая литература
- Лекция 6. Сравнительное языкознание Сопоставительное языкознание
- Типологическое языкознание
- Сравнительно-историческое языкознание
- Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
- Рекомендуемая литература
- Часть 3. Фундаментальные и нормативные исследования Лекция 7. Классификация языковедческих дисциплин Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
- Универсальная грамматика
- Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
- Исторические исследования одного языка
- Типологические исследования
- История языкознания и систематизация фундаментальных дисциплин
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Динамика языка Роды динамики языка
- Проблема причинности динамики языка
- Стихийность и сознательность в динамике языка
- Процессы развития языка
- Процессы эволюции языка
- Эволюция и развитие языков
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Нормирование языка Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
- Проблема речевого обихода после создания письменности
- Становление языковой нормы, ее компоненты
- Исторические типы нормализации
- Культурно-исторические типы языков
- Первичная нормализация языков
- Нормирование национальных литературных языков
- Нормирование многонациональных и межнациональных языков
- Рекомендуемая литература
- Часть 4. Прикладное языкознание Лекция 10. Языковая семиотика Приложения языкознания и прикладное языкознание
- Языковая семиотика. Фактура устной речи
- Фактура письменной речи
- Динамика письма
- Соотношение устной и письменной речи
- Рекомендуемая литература
- Лекция 11. Языковая дидактика Предмет языковой дидактики
- Общая языковая дидактика (культура речи)
- Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
- Школьная языковая дидактика
- Профессиональная языковая дидактика
- Проблемы языка науки, техники и делового общения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 12. Информационное обслуживание Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
- Лингвистическая информатика
- Заголовки и рефераты
- Информационные словари
- Информационный поиск
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированный перевод
- Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием
- Рекомендуемая литература
- Условные сокращения