logo search
УМК по словообразованию Антипова НОВЫЙ

2. Дериватология

  1. Укажите тенденцию асимметрии морфемной и словообразовательной структур данных производных слов: 1) учительство, 2) неправдоподобно, 3) прохладительный, 4) творчество, 5) рубильник, 6) космический, 7) прачка.

а) имплицитная мотивация; б) множественная мотивация; в) морфонологическая вариантность; г) омонимия словообразовательной формы; д) супплетивная мотивация; е) чересступенчатая деривация.

  1. О каких единицах словообразовательной системы идет речь в следующих определениях: 1) «совокупность мотивированных слов, имеющих одно и тоже мотивирующее и находящихся на одной ступени словообразования»; 2) «совокупность слов, имеющих один и тот же корень и расположенных с учетом непосредственной словообразовательной мотивации»; 3) «формально-семантическая схема строения мотивированных слов, характеризующихся общностью части речи мотивирующего слова и тождеством словообразовательного форманта»; 4) «совокупность однокоренных слов, расположенных на основе последовательной непосредственной мотивации», 5) «совокупность производных слов, характеризующихся единством словообразовательного значения при различии средств выражения».

а) словообразовательная категория; б) словообразовательный тип; в) словообразовательная парадигма; г) словообразовательная цепь; д)словообразовательное гнездо.

  1. Определите тип словообразовательных мотиваций: 1) учительница, 2) бригадир, 3) смельчак, 4) хитрость, 5) безрадостно, 6) перешептываться, 7) невесело, 8) соавторство, 9) собирательность, 10) выпиливать, 11) зачитаться, 12) озорничать.

а) непосредственная; б) опосредствованная; в) исходная; г) неисходная; д) единственная; е) неединственная.

  1. Определите, к А) одному или Б) разным словообразовательным типам относятся данные слова: 1) царапина, жемчужина, горошина; 2) салатница, гробница, мыльница; 3) сухость, смелость, заносчивость; 4) мячик, ножик, пальчик; 5) студентка, пилотка, кочегарка; 6) увлажнитель, растворитель, проигрыватель; 7) пекарь, токарь, аптекарь.

При ответе А) – укажите классификационные признаки словообразовательного типа: а) лексическая деривация, б) синтаксическая деривация, в) мутационный, г) модификационный, д) транспозиционный, е) нетранспозиционный.

  1. Сгруппируйте данные слова по их отнесенности к словообразовательному типу: авиационный, вахтенный, виновный, водный, впечатлительный, враждебный, вязкий, индивидуальный, киношный, образовательный, прогрессивный, регбийный, резкий, рекомендательный, сильный, типичный, хвалебный, шоссейный.

  2. Охарактеризуйте способы образования предложенных слов: 1) постройка, 2) запуск, 3) облезлый, 4) привозить, 5) присвоить, 6) подкоп, 7) щучий, 8) беззубый, 9) подполье, 10) беззвучно.

а) префиксальный; б) суффиксальный; в) нулевая суффиксация; г) префиксально-суффиксальный; д) префиксальный с нулевой суффиксацией.

  1. Определите способ образования сложных слов: 1) броненосец, 2) бронепоезд, 3) быстротечный, 4) быстротекущий, 5) быстрокрылый, 6) железобетонный, 7) видоизменить, 8) глухонемой, 9) высокопоставленный, 10) рифмоплет, 11) вислоухий, 12) водопроводный.

а) чистое сложение; б) сложносуффиксальный; в) сложение с нулевой суффиксацией; г) сращение.

  1. Определите способ словообразования данных слов по существующим диахронным классификациям: всевидящий, езда, заново, конармия, малолюдный, надломленный, насекомое, недруг, озеленение, унизительный.

  2. Определите способ словообразования данных слов по существующим синхронным классификациям: безделье, вперегиб, лесопарк, местком, мученический, поднебесье, проезд, расщедриться, слабительное

  3. Какую комплексную единицу формируют предложенные слова: 1) месиво, замесит, месильщик, намесить, месильный; 2) позорный, опозорить, позор, позорно, позориться, позорить; 3) увлажнить, влажный, преувлажнение, влага, преувлажнить.

а) словообразовательная цепь; б) словообразовательная парадигма; в) словообразовательное гнездо смешанного типа.

  1. Постройте словообразовательные цепи, в которые входят лексемы а) заправочная, б) озеленение.

  2. Постройте словообразовательные парадигмы, в которые входят лексемы а) попусту, б) проседь.

  3. Какие признаки характеризуют специфику словообразовательного значения:

а) индивидуальное значение слова; б) категориальное значение части речи; в) значение всех слов одного словообразовательного типа; г) значение всех слов частной грамматической категории; д) выражено внутрисловными средствами; е) не выражено внутрисловными средствами; ж) выявляется через соотношение слова и реалии; з) выявляется через соотношение значений деривационно связанных слов.

  1. Определите, какой тип словообразовательного значения демонстрируют данные производные единицы: 1) синь, 2) поваренок, 3) земляничка, 4) весело, 5) березняк, 6) пушкинст, 7) резчик, 8) стульчик, 9) работница.

а) мутационный; б) модификационный; в) транспозиционный.

  1. Охарактеризуйте вид приведенных словообразовательных значений лексемы «скрипач»: 1) ‘тот, кто играет на определенном музыкальном инструменте’; 2) ‘предмет (одушевленный), имеющий отношение к предмету (собственно предмету)’; 3) ‘лицо по функционально значимому предмету’; 4) ‘субъект по средству функционального действия’.

а) категориально-словообразовательное значение; б) словообразовательно-субкатегориальное значение; в) словообразовательно-пропозициональное значение; г) лексико-словообразовательное значение.

  1. Какие функции словообразования иллюстрируют данные производные слова: 1) пленение, 2) шашлычная, 3) носатый, 4) одинехонек, 5) водопроводчик, 6) обжора, 7) завгар, 8) захоронить.

а) номинативная; б) конструктивная; в) компрессивная; в) экспрессивная; г) стилистическая.

  1. Определите функциональный тип производной лексики: 1) супермегазажигалово, 2) старушенция, 3) (ледовое) полюбище, 4) дырчатость, 5) антикиллер, 6) толстозавр, 7) антигерой.

а) узуальные слова; б) потенциальные слова; в) окказиональные слова.