logo search
ГОСы

22. Классификация речевых жанров.

Речевые жанры – это относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний. Каждое отдельное высказываниеиндивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний (которые мы и называем речевыми жанрами). 

К речевым жанрам М.М. Бахтин относит короткие реплики бытового диалога, бытовой рассказ, письмо, военную команду, приказ, деловые документы, публицистические выступления, а такжевсе литературные жанры (от поговорки до романа).

М.М. Бахтину принадлежит идея о делении жанров на первичные и вторичные.

В основу разграничения первичных и вторичных речевых жанров М.М. Бахтин закладывает признак производности:

Первичные жанры М.М. Бахтина можно отнести к бытовому слою повседневной коммуникации, жанры вторичные складываются в более сложных условиях, отличных от условий непосредственного общения (напр., в официальной и публичной коммуникации и пр.).

Вторичный РЖ может пониматься как онтологически производный от первичного, функционирующий в другой сфере: так первичным собственно речевым жанрам противопоставляются жанры книжного стиля, напр., признание в суде – признание в любви, шутка – бурлеска.Первичные и вторичные РЖ различаются по объему, по сложности организации. М.Ю. Федосюк предлагает различать «комплексные» и «элементарные» (=речевой акт) жанры.Первичные и вторичные РЖ принадлежат разным уровням абстракции текстовой деятельности.

Вторичные РЖ являются результатом переакцентуации первичных жанров (смены сферы употребления, усложнение структуры). 

Классификация речевых жанров по иллокутивно-целевому критерию

Наиболее важным параметром жанра исследователи считают выполняемую им коммуникативную цель.

Т.В. Шмелева на основании коммуникативной цели выделяет четыре класса РЖ:

– информативные, цель которых различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение;

– императивные, цель которых вызвать осуществление событий необходимых, желательных или нежелательных;

– этикетные, цель которых осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума;

– оценочные, цель которых, изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей.

Иллокутивно-целевой критерий может использоваться для разграничения речевых жанров (главным образом простых, первичных). Однако, опираясь лишь на данный критерий, трудно разграничить жанры, чья целевая установка совпадает или полифункциональна по своей сути.

Жанры информативной vs. жанры фатической речи

Базовым является противопоставление жанров информативных и фатических.

Для фатического общения и, следовательно, для фатических РЖ информативная задача вторична, в то время как в случае информативного общения на первый план выдвигается именно передача некой информации.

СогласноТ.Г. Винокур, именно фатическая коммуникация является коммуникацией в чистом виде, она первична. Как показывает наша повседневная коммуникативная практика, в ней гораздо больше коммуникативных актов, в которые мы вступаем не ради обмена чисто информативным содержанием, а ради фатического общения.

В.В. Дементьев выделяет пять основных типов фатических речевых жанров:

1. Праздноречевые жанры, или smalltalk: межличностные отношения не улучшаются и не ухудшаются.

2. ФРЖ, ухудшающие межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, выяснения отношений, ссоры.

3. ФРЖ, улучшающие межличностные отношения в прямой форме: разговоры по душам, признания, комплименты.

4. ФРЖ, ухудшающие межличностные отношения в скрытой, косвенной форме: ирония, издевка.

5. ФРЖ, улучшающие межличностные отношения в косвенной форме: шутка, флирт.

Итак, противопоставление информативных и фатических речевых жанров нам представляется основополагающим при моделировании жанрового пространства той или иной лингвокультуры.

Риторические vs. нериторические, конвенциональные vs. неконвенциональные жанры 

Риторический жанр отличается от нериторического (или собственно речевого) наличием следующих признаков: вторичность, сложность (может состоять из нескольких/многих РЖ), подготовленность (специально спланированное, сознательно использованное построение речи), более жесткое следование жанровому стандарту, часто принадлежность официальному публичному общению. Речевыми мы считаем жанры, сложившиеся в условиях непосредственного общения в любой сфере общения. Они не готовятся специально заранее и имеют, как правило, простую композицию.

Помимо деления на риторические – нериторические РЖ жанровый континуум поддается делению на конвенциональные – неконвенциональные жанры:

Конвенциональные жанры диктуют адресату четкую интерпретацию коммуникативных намерений адресанта. Конвенциональные первичные простые речевые жанры по своей природе близкииллокутивным (речевым актам).

Неконвенциональные жанры соотносимы не с типическими интенциями, а с бесконечно многообразными интенциональными состояниями адресата и порождают нечеткую интерпретацию. Например, интенциональное состояние – воздействие: (А. входит в комнату, где находятся Б. и В., погруженные в работу) А. – Кто как хочет / но время обеденное // – Б. -Угу // (А. молча собирается и уходит обедать).