logo search
ГОСы

25. Герменевтическая модель понимания текста.

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική – «искусство толкования», от ἑρμηνεύω – «толкую»):

искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности (библейских, юридических, исторических и художественных);

– выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов направление в философии XX века, с точки зрения которого задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, представляющей собой совокупность основополагающих текстов. Под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Представителями философской герменевтики являются Ганс-Георг Гадамер, Фридрих Шлейермахер, Поль Рикёр, Вильгельм Дильтей.

Основной вопрос герменевтики – как возможно понимание? Строгая логическая практика герменевтики, по Шлейермахеру, исходит из того, что «само собой» бывает именно непонимание, а понимание должно быть задачей, т.е. если мы хотим понять что-то, то надо преодолевать естественное непонимание. Процесс понимания представляется как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривается по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, которая, в свою очередь, является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций – переход от общего к частному и обратно – и есть движение по герменевтическому кругу.

Герменевтический круг – особенность процесса понимания, основанная на его циклическом характере. Г.к. был известен уже античной риторике, но в отчетливой форме – как круг «целого и части» – появился в герменевтике 18-19 вв. (Ф. Шлейермахер). Согласно принципу герменевтического круга, понимание целого предполагает понимание его отдельных частей, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого (слово – часть относительно предложения, предложение – часть относительно текста, текст – часть относительно творческого наследия данного автора, тексты данного автора – часть определенной жанровой совокупности и т. д.). Таким образом, герменевтический круг предполагает, что любое смысловое композиционное целое понятно лишь при условии понятности составляющих его частей, которые в свою очередь понимаются не как автономные единицы, а именно как части, находящиеся в функциональной зависимости от целого. Именно поэтому слово в словаре отличается от слова в тексте как смысловой единицы, включенной в определенный смысловой континуум.

В процессе понимания мы словно движемся в неком «круге», ведь понимание целого возникает не из частей, поскольку они могут интерпретироваться как части только уже понятого целого. Другими словами, чтобы отнести некие фрагменты текста или определенные исторические события к какому-нибудь целому, мы должны уже заранее иметь идею именно этого целого, а не другого. Разрешение проблемы Г.К., таким образом, можно описать следующим образом: понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, уже заранее понимаешь. Гадамер отмечал: ‘... понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно предстоит нам как что-то абсолютно загадочное. То обстоятельство, что антиципации могут оказаться источником ошибок в толковании и что предрассудки, способствующие пониманию, могут вести и к непониманию, лишь указание на конечность такого существа, как человек, и проявление этой его конечности. Неизбежное движение по кругу именно в том и состоит, что за попыткой прочесть и намерением понять нечто ‘вот тут написанное’ ‘стоят’ собственные наши глаза (и собственные наши мысли), коими мы это ‘вот’ видим’.

Для Шлейермахера понимание является принципиально незавершаемой деятельностью, всегда подчиняющейся правилу циркулярности, т. е. движению по расширяющимся кругам. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию. Таким образом, задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Целью работы герменевта, согласно Шлейермахеру, является вживание во внутренний мир автора: через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии – вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли из лекций Баранова: в религиозных практиках – чтобы понять, нужно верить, а чтобы верить, нужно понимать; в светских практиках – чтобы понять, нужно прожить и прочувствовать то, что прожил и прочувствовал автор.