Орфоэпические нормы
Орфоэпическая норма— единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.
Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте безударного орфографического овсегда произносится гласный, близкий к [а]:в[а]да (вода), [а]кно (окно), а на месте орфографическиха, я, е– гласный, близкий к [и]:[чи]сы (часы), [пи]ти (пяти), [ви]ду (веду).Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова:гopo[m] (город), дy[n] (дуб);местоимениечто произносится как [што].
Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: було[шн]ая и було[чн]ая (булочная); ви[ж'ж']ать и ви[жж]ать (визжатъ); до[ш'ш'] и до[шт] (дождь); [сэ]ссия и [с'э]ссия, творог и творог, отдал и отдал.
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определённой постановке ударения.
Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: понять, понял, поняла.
Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: атлас и атлас, замок и замок, мука и мука, ирис и ирис.
Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: стены и стены, руки и руки, насыпать (соверш. вид) и насыпатъ (несоверш. вид).
Особенно разнообразно, поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:
Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места (лектор, лекторы, лекторов…). В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: иначе и иначе, мышление и мышление. Неправильные формы многих слов неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего. Литературная норма требует произношения договоры, созыв, средства.
Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей (стола, столов; рубля, рублей; языка, языков).
Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед.ч. на окончание во мн. ч.: округ – округа, мн. ч. округа – округов; новость – новости, мн. ч. новости – новостей; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн. ч.: среда – среды мн. ч. среды – сред, о средах.
Приведём список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.
Правильно: агент, агрономия, алкоголь, алфавит, аргумент, аристократия, благовест, вероисповедание, ветеринария, вечеря (тайная вечеря), газопровод, генезис, гастрономия, диалог, диоптрия, диспансер, договор, документ, досуг, дремота, Евангелие, жалюзи, знамение, изобретение, иконопись, инсульт, каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, кремень, ломота, немота, недуг, некролог, нефтепровод, обеспечение, статуя, созыв, столяр.
Ударение в глаголах. Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных – глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм звонит, позвонит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звонит, позвонит.
Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также их производные с приставками следует запомнить, а в трудных случаях проверять себя по словарю: брать – брала, брало, брали; быть – была, было, были; добытъ – добыл, добыла, добыло, добыли.
Ударение в прилагательных. В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в их кратких формах: близок – близка, важен – важна. Приведём список прилагательных, в форме именительного падежа которых часто встречается неправильное ударение:
Правильно: валовой, -ая, -ое; кедровый, -ая, -ое; лубочный, -ая, -ое; меновой, -ая, -ое; митинговый, -ая, -ое; кухонный, -ая, -ое; наведённый, -ая, -ое; незаконнорождённый, -ая, -ое; ненецкий, -ая, -ое; озлобленный, -ая, -ое; оптовый, -ая –ое; оценённый, -ая, -ое; очередной, -ая, -ое; портовый, -ая, -ое; проторённый, -ая, -ое; развитой, -ая, -ое; согнутый, -ая, -ое; тигровый, -ая, -ое; госпитальный, -ая, -ое.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1