logo search
filologi_1_kurs / языкознание / рождственский

Динамика письма

Другая проблема, относящаяся к модификации знаков письменности, - это стиль начертания надписей. Изучение стилей начертания знаков - одна из традиционных и важнейших проблем, исследуемых прикладной семиотикой.

Стиль начертания надписей зависит от многих факторов: от материалов и орудий письма, от каллиграфии и особенно от каллиграфических школ, от функциональных и исторических различий в стиле начертания знаков, от отношения стиля начертания знаков письменности к стилю орнаментов и живописи, от индивидуальных особенностей почерка писавшего (характер его образования, возрастные особенности, уровень навыков в письменной речи и т.п.).

Модификацией знаков письменности занимается несколько прикладных филологических наук: археография, палеография, книговедение, дипломатика, графология, текстология. Каждая из этих наук изучает свой аспект проблемы изменения начертаний знаков. В задачу археографиивходит изучение памятников письменности и литературы с точки зрения их сохранности, систематизация этих памятников, возобновление пришедших в ветхость памятников, публикация памятников.

Палеографияизучает знаки письменности в их исторической эволюции, формулирует правила прочтения букв, слов и предложений и тем самым способствует верной интерпретации содержания и формы письменных источников.

Графологиязанимается изучением почерков и с этой точки зрения представляет собой отрасль палеографии - обеспечивает палеографическое исследование особенностей индивидуальных почерков, связанных с антропологическими, психологическими особенностями писавшего, а также характером его образования и степенью обученности.

В задачу книговедениявходит история книги, а это значит учет книг, изучение техники исполнения и издания книг, история авторства и книгоиздательства, сохранение редких книг.

В задачу дипломатикивходит изучение документов в их истории, т.е. изучение структуры документов как текстов, установление и объяснение их формуляра, роли в нем каждой части - клаузулы (или реквизита), установление истории документальных жанров, установление отношения текстов документов к действительности и друг к другу.

Все эти знания содействуют художественной практике создания новых шрифтов и начертаний букв. В этом качестве вспомогательные науки о знаках письменности соседствуют с практикой искусствознания.

Знаки письма - основа письменности, исторической последовательности текстов. Письменность только в общем плане предопределена звуковым и-или смысловым составом записанного устного слова или высказывания. Правила записи слов и высказываний даются орфографией. Центральным вопросом теории орфографии является установление принципов начертания последовательностей знаков для передачи звуков и значений слов и выражений. В иероглифическом письме начертание последовательности знаков понимается как последовательность написания частей иероглифа. В буквенном письме начертание последовательности знаков понимается как последовательность букв в графическом слове и правила обозначения слогоразделов, которые даются либо как пробелы, либо как особые знаки (например, лигатуры, точки и т.п.). Для единообразного и правильного начертания последовательностей знаков письменности необходимо: 1) установление принципов начертания последовательностей знаков; 2) создание правил начертания слов, включая и объединение всех случаев начертания в словарь; 3) установление тех или иных мер предотвращения ошибочных (т.е. не соответствующих правилу) начертаний.

Орфография как учение о последовательности знаков графики при записи звучащей речи развивается: с одной стороны, знаки письменности сближаются с устной речью, с другой - отходят от них. Сближение с устной речью происходит путем введения новых знаков и уточнения применения существующих.

Новое в письменности - это организация речи с помощью разных видов пробелов и средств пунктуации. Посредством пробелов различают слова, прозаические периоды и стихотворные строки, а также особые промежуточные структуры, важные для выражения логических и поэтических значений (например, выделение пробелами правил и примеров, прозаических строк и т.п.). Пробелы в письменной речи отвечают актуальным или потенциальным паузам в устной речи.

Внутри пробелов могут помещаться знаки препинания: точка, запятая, многоточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, дефис, тире, тильда и др. Эти знаки характеризуют пробелы с семантической стороны, с точки зрения модальности предложения, логического или поэтического деления речи на психологические суждения, организации частей суждения и т.п. Обычно знаки препинания ориентированы на разные виды периодов, их частей.

Еще одним видом сближения графики и устной речи является разнообразие применяемых шрифтов. При этом возможно различение шрифтов в разных рукописях и внутри одной рукописи. В обоих случаях шрифты как бы имитируют динамические характеристики речи.

Развитие орфографии, направленное на сближение с устной речью, идет, таким образом, по линии отображения на письме все более высоких уровней звучащей речи. "Отдаление" от материала звучащей речи в орфографии происходит следующим образом: из системы звучащей речи путем выведения существенных дифференциальных признаков звучания отвлекаются фонологические единицы. Фонологические единицы должны лишь различать значения слов и морфем. Поэтому дифференциальные признаки звучания определяются как минимальные и достаточные для выполнения смыслоразличительной функции. При этом учитываются позиционные возможности смыслоразличения и за их счет сокращается число дифференциальных признаков звучания. Так выводится минимальное число единиц плана выражения, которые достаточны для различения смысла (обычно только ассоциативного содержания) слов и морфем.

Это минимальное число звуковых единиц - фонем - может быть поставлено в соответствие с существующим числом графем (смыслоразличительных частей графического языка) и правилами их использования. Так могут устраняться буквы, избыточные с фонологической точки зрения. Чисто фонологической графики не бывает, но сокращение числа графем в направлении сближения с числом фонологических единиц представляется общей тенденцией всех изменений письменности нового времени. Эта тенденция существовала не всегда: в средние века и ранее в письменность вводились либо дополнительные знаки и диакритики, либо сочетания букв как дополнительные графические символы. Сейчас же вводятся графические сокращения и другие виды сокращенных записей иероглифического характера.

Классическим способом отделения письменной речи от устной являются сокращения. Сокращению подвергаются слова, часто употребляемые и потому известные читателю или предполагаемые им из контекста. Для сокращенных написаний устанавливаются соответствующие знаки. Они бывают либо специальными (как знак "титло"), либо трансформированными из знаков препинания.

Сокращения корреспондируют с символами, употребляемыми в специальных языках. Символы могут происходить от начальных букв слов (например, log- сокращение словалогарифм), могут иметь характер рисунков - пиктограмм (например, - символ угла или - символ диаметра) или идеограмм (например, - 'точка зрения') и т.п.

Символика позволяет строить формальные и формализованные языки. Эти языки подчиняются своим правилам, аналогичным правилам орфографии, но организованным в логическую систему. Элементы формального и формализованного языка могут попасть в текст, тогда они выступают как отдельные словесные символы. Символика имеет свои фонетические отображения: это может быть произносимое вслух название символа или прочтение его в тексте (нередко они не совпадают).

Две тенденции письменной речи - сближение с устной речью и отдаление от нее - действуют каждая в своей сфере. На словесном ярусе и выше сильна тенденция сближения с устной речью, тогда как ниже словесного яруса действует противоположная тенденция.

Отношения между письменной и устной речью сложны, исторически изменчивы и только сейчас начинают исследоваться. Соотношение этих двух подсистем языка является центральной семиотической проблемой.