Вариант 3
Задание 1. Определите стиль и тип речи.
Типы осадочных пород
Существует три типа осадочных пород: обломочные, биогенные (органогенные) и хемогенные. Обломочные породы образуются из более древних пород, обломки которых были механически перенесены и отложены на новом месте водой, ветром или движущимися ледниками. Эти породы классифицируются по размерам составляющих их частиц – от крупных обломков до тончайших глин. Обломки могут быть окатанными и округлыми или изломанными и угловатыми. Они могут быть несвязанными (неконсолидированными) или сцементированными, т.е. материалом, растворённым в грунтовых водах (например, кальцитом, кремнезёмом или оксидами железа). Обломочные породы составляют 75% всех осадочных пород.
Варианты ответов: 1) художественный стиль; повествование; 2) научный стиль; описание; 3) разговорный стиль; повествование; 4) публицистический стиль; рассуждение.
Задание 2. Укажите, какие выразительные средства использованы в приведённом отрывке презентационной речи.
В здоровом государстве процветают ремёсла и искусства, в больном – много начальства и разговоров о порядке.
Варианты ответов: 1) риторический вопрос; 2) антитеза; 3) градация; 4) анафора.
Задание 3. Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании…
Варианты ответов: 1) супруги Райнеры; 2) Генрих и Томас Манны; 3) солнечный Баку; 4) богатый рантье.
Задание 4. К жанру судебного красноречия относятся…
Варианты ответов: 1) выступления на митингах; 2) юбилейные речи; 3) выступления с научными докладами; 4) речи, предъявляющие обвинение.
Задание 5. Устная речь, в которой используются слова «понёва», «голицы», «обабок», – это …
Варианты ответов: 1) жаргон; 2) разговорная речь; 3) диалект; 4)просторечие.
Задание 6. Укажите грамматическое значение рода выделенного в предложении существительного.
Брокколи – овощное растение семейства крестоцветных.
Варианты ответов: 1) общий; 2) средний; 3) женский; 4) мужской.
Задание 7. В публицистическом стиле реализуются две важнейшие функции языка…
Варианты ответов: 1) воздействующая и информативная; 2) коммуникативная и номинативная; 3) эмотивная и когнитивная; 4) номинативная и фактическая.
Задание 8. Во введении текста научного стиля не… (найдите два ответа).
Варианты ответов: 1) описываются методы исследования; 2) обосновывается выбор темы; 3) решаются поставленные задачи; 4) формулируется цель работы.
Задание 9. Для официально-делового стиля характерно (-а)… (два ответа).
Варианты ответов: 1) стереотипность, стандартность изложения; 2) употребление клишированных средств языка; 3) наличие обратной связи; 4)использование различных средств общения.
Задание 10. Укажите, в каком ряду все подчёркнутые слова пишутся с прописной (заглавной) буквы.
Варианты ответов: 1) современные донкихоты, заполярье; 2) австралийские Альпы, курган Славы; 4) древняя Русь, в каменном веке.
Задание 11. Установите соответствие между функциональными типами деловой бумаги и языковыми моделями, использующимися в них.
Письмо-ответ (отказ от предложения).
Письмо-приглашение.
Письмо-напоминание.
Варианты ответов: 1) мы будем весьма признательны за участие…; 2) мы не можем, к сожалению, положительно откликнуться на Ваше предложение о..; 3) вторично ставим Вас в известность…; 4) нам хотелось бы привлечь Ваше внимание …
Задание 12. Не принято задавать в ходе собеседования вопрос…
Варианты ответов:
1. Какое у Вас вероисповедание?
2. Каковы Ваши интересы вне работы?
3. Каковы Ваши главные сильные стороны?
4. Какой у Вас опыт работы?
Задание 13. Языковые формулы «Ваше предложение отклонено по следующим причинам…, к сожалению, мы не можем дать положительный ответ на Ваше предложение…» используются в …
Варианты ответов: 1) письме-напоминании; 2) письме-ответе; 3)письме-запросе; 4) письме-просьбе.
Задание 14. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Варианты ответов:
1. Названия химических элементов, открытых до тысячу восьмисотого года, часто имеют латинское происхождение.
2. В тысяча семьсот восемьдесят третьем году Лавуазье высказал мысль о том, что составными частями всех веществ являются химические элементы.
3. В головном мозге свыше ста миллиардов нейронов.
4. Земля образовалась примерно четыре с половиной миллиарда лет назад.
Задание 15. Пишутся раздельно слова в предложениях…
Варианты ответов:
1. При (чём) тут здоровье Анны?
2. (От) того, кто не мил, и подарок постыл.
3. Это было около (полу) дня.
4. Он является (экс) чемпионом мира по фигурному катанию.
Задание 16. Предложения «Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях» связаны при помощи…
Варианты ответов: 1) местоимений и лексического повтора; 2) союза и повтора лексического;3) частицы; 4) антонимов.
Задание 17. В качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации используются _______жесты.
Варианты ответов: 1) вспомогательные; 2) риторические; 3) указательные; 4)игровые.
Задание 18. Лексическая сочетаемость слов не нарушена в следующих примерах.
Варианты ответов: 1) функции возлагаются; 2) скороспелое сообщение; 3) годы летят; 4) не смыкая взгляда.
Задание 19. Тире не ставится в предложениях…
Варианты ответов:
1.Молоденький умок что вешний ледок.
2.Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.
3. Назначение разума открывать истины.
4.О решённом говорить только путать.
Задание 20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Варианты ответов: 1) авторитетное жюри; 2) это платье самое красивое; 3) пять килограмм яблок; 4) без пятнадцати восемь.
Задание 21. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?
Варианты ответов: 1) квартал, плесневеть, слоган; 2) жалюзи, свёкла, камбала; 3) компас, фортель, экскурсия; 4) торты, догмат, мытарь.
Задание 23. С частицей НЕ слитно пишутся все слова в ряду…
Варианты ответов: 1) крайне (не) обдуманное решение, (не) весёлая девочка, очень (не) удобно; 2) в высшей степени (не) осторожно, (не) рассказанная история, все (не) профессионалы; 3) никем (не) победимая страна, (не) зависимый от условий, (не) полтора дня; 4) ему (не) лучше, (не) оправданное решение, далеко (не) известный писатель.
Задание 24. Чтобы узнать род существительных «визави», «протеже», можно воспользоваться…
Варианты ответов: 1) фразеологическим словарём; 2) толковым словарём русского языка; 3) словарём омонимов; 4) словарём антонимов.
Задание 25. Синонимом к фразеологическому выражению «обвести вокруг пальца» является фразеологизм…
Варианты ответов: 1) дать выволочку; 2) за живое задеть; 3) концы в воду; 4) водить за нос.
Задание 25. В языке выделяют уровни (однородные единицы языка, связанные друг с другом)…
Варианты ответов: 1) грамматический; 2) лексико-семантический; 3) нормативный; 4) стилистический.
Задание 26. Речевая ошибка допущена в предложении…
Варианты ответов:
1. Запоржские казаки стояли друг за друга горой.
2. Люди и животные пытались спастись от потока воды и свирепого ветра и метались в поисках подходящего убежища.
3. Живое дело дороже мёртвой буквы.
4. Лиза была домработницей у Фамусова.
Задание 27. Укажите фигуру речи, которой соответствует данное определение:
«Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему усиливается выразительность речи, подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления».
Варианты ответов: 1) анафора; 2) полисиндетон; 3) антитеза; 4) асиндетон.
Задание 28. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Мы подошли к такому рубежу, когда неупорядоченная стихийность заводит в тупик.
Б. Речь идёт о сотрудничестве, которое можно было бы точнее назвать сотворчеством.
В. И мировому сообществу предстоит научиться формировать и направлять процессы таким образом, чтобы сохранить цивилизацию, делать её безопасной для всех и более благоприятной для нормальной жизни.
Г. Формула развития «за счёт другого» изживает себя.
Варианты ответов: 1) Б, Г, А, В, параллельная; 2) Б, Г, В, А, последовательная; 3) В, Б, А, Г, последовательная; 4) А, В, Б, Г, последовательная.
Задание 29. Найдите предложение без речевой ошибки.
Варианты ответов:
1. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
2. В магазин завезли импортные моющие обои.
3. Стёкла были все отмороженные.
4. На лесной дороге, расходясь веером, лежали тени от сосен.
Задание 30. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно.
Варианты ответов:1) взаимно друг другу; 2) информационное сообщение; 3) первая премьера; 4) жестикулировать руками.
Задание 31. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.
Варианты ответов:
1. Ковшов не замечал того, что ясно видел коренной житель Адуна: весеннее обновление природы уже началось.
2. Лещинский побежал за ним, и когда был уже около самого шоссе услышал другой выстрел.
3. Счастливы сосны и ели – вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью не грозят морозы.
4. Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы волн, этот лязг железной громады, стонущей в буйных объятиях стихии.
Задание 32. Укажите, в каких случаях паронимы «реальный – реалистический» употреблены правильно?
Варианты ответов:
1. Строители располагали реалистической методикой управления режимом горных ледников.
2. Но в основе других рассказов угадываются реальные события, реальные дела и чувства современников.
3. Удачно найденные аксессуары помогали Яхонтову создавать выразительный реалистический образ.
4. Икона Ушакова, как и многие другие его произведения, знаменуют собой этап в становлении нового более реального искусства.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1